В чем заключается избранничество и свобода поэта у Пушкина

В чем заключается избранничество, свобода поэта? (По лирике А.С. Пушкина)

По мысли А.С. Пушкина, поэт – гордый и независимый Человек, который тоскует “в забавах мира”. Он чуждается людской молвы и не поклоняется “народному кумиру”, стре­мясь уединиться на “берегах пустынных волн” (“Поэт”).

При­частность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоя­тельствах жизни (“Арион”). Продолжая традицию романти­ков, Пушкин утверждает внутреннюю свободу поэта, его не­зависимость от мнений толпы.

“Поэт заявляет

о своей непричастности к толпе, отказыва­ется как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия – таинство, священнодействие, “народ не­посвященный” не понимает и не достоин понять ее смысла”:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так Пушкин писал в стихотворении “Поэт и толпа”. Сход­ные мотивы звучат в стихотворении “Поэту” (1830). Здесь зву­чит мысль об избранничестве поэта, о праве его жить в соот­ветствии со своими собственными представлениями об идеа­ле.

В этом стихотворении

А.С. Пушкин обозначает свою твор­ческую позицию: предназначение поэта – в безраздельном служении музам. Уже в первой строфе звучит мотив личност­ной самодостаточности художника:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь шум глупца и смех толпы холодной;

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Также здесь звучит мысль о том, что успех, слава – все это преходяще, оценка произведений читающей публикой не мо­жет быть объективной. Но художник – человек особой судь­бы. Он имеет особую миссию в этом мире.

Бог наделил его талантом, и этим определяется его свобода, творческая са­мостоятельность. Он должен доверять лишь своей душе и ин­туиции: “Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свобод­ный ум”.

В финале стихотворения ощутимо звучит мотив противо­стояния поэта и толпы. Толпа не в состоянии по достоинству оценить творений художника, она “плюет” на алтарь искус­ства. Лирический герой здесь призывает поэта быть сильным и мужественным человеком, не изменять своему гению в уго­ду читающей публике.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихи­ем, перекрестной рифмовкой. А.С. Пушкин использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты (“восторженных похвал”, “смех толпы холодной”), метафору (“И плюет на алтарь, где твой огонь горит”), анафору (“И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости ко­леблет твой треножник”),

В творчестве А.С. Пушкина очень важен мотив внутрен­него стоицизма, терпения, мужества и силы духа поэта, кото­рого “бранит” толпа.

В стихотворении “Пророк” возникает образ поэта-проро­ка, который призван нести людям истину. Пророку Пушки­на обладает всеведением, всезнанием, он является толковате­лем воли божества. Этот дар приходит к нему через страдание, мучение; И избранничество поэта здесь состоит именно в этом.

В этом стихотворении поэт использует архаизмы и славяниз­мы (“перстсудьбы”, зеница”, “виждь и внемли”), фразы-инверсии, синтаксические повторы с союзом “и”.

Таким образом, поэт, по мысли А.С. Пушкина, призван быть неукротимым исследователем действительности. И в этом избранничество поэта, его единственно возможный путь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем заключается избранничество и свобода поэта у Пушкина