В чем заключается избранничество и свобода поэта у Пушкина
В чем заключается избранничество, свобода поэта? (По лирике А.С. Пушкина)
По мысли А.С. Пушкина, поэт – гордый и независимый Человек, который тоскует “в забавах мира”. Он чуждается людской молвы и не поклоняется “народному кумиру”, стремясь уединиться на “берегах пустынных волн” (“Поэт”).
Причастность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоятельствах жизни (“Арион”). Продолжая традицию романтиков, Пушкин утверждает внутреннюю свободу поэта, его независимость от мнений толпы.
“Поэт заявляет
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Так Пушкин писал в стихотворении “Поэт и толпа”. Сходные мотивы звучат в стихотворении “Поэту” (1830). Здесь звучит мысль об избранничестве поэта, о праве его жить в соответствии со своими собственными представлениями об идеале.
В этом стихотворении
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь шум глупца и смех толпы холодной;
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Также здесь звучит мысль о том, что успех, слава – все это преходяще, оценка произведений читающей публикой не может быть объективной. Но художник – человек особой судьбы. Он имеет особую миссию в этом мире.
Бог наделил его талантом, и этим определяется его свобода, творческая самостоятельность. Он должен доверять лишь своей душе и интуиции: “Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум”.
В финале стихотворения ощутимо звучит мотив противостояния поэта и толпы. Толпа не в состоянии по достоинству оценить творений художника, она “плюет” на алтарь искусства. Лирический герой здесь призывает поэта быть сильным и мужественным человеком, не изменять своему гению в угоду читающей публике.
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихием, перекрестной рифмовкой. А.С. Пушкин использует различные средства художественной выразительности: эпитеты (“восторженных похвал”, “смех толпы холодной”), метафору (“И плюет на алтарь, где твой огонь горит”), анафору (“И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник”),
В творчестве А.С. Пушкина очень важен мотив внутреннего стоицизма, терпения, мужества и силы духа поэта, которого “бранит” толпа.
В стихотворении “Пророк” возникает образ поэта-пророка, который призван нести людям истину. Пророку Пушкина обладает всеведением, всезнанием, он является толкователем воли божества. Этот дар приходит к нему через страдание, мучение; И избранничество поэта здесь состоит именно в этом.
В этом стихотворении поэт использует архаизмы и славянизмы (“перстсудьбы”, зеница”, “виждь и внемли”), фразы-инверсии, синтаксические повторы с союзом “и”.
Таким образом, поэт, по мысли А.С. Пушкина, призван быть неукротимым исследователем действительности. И в этом избранничество поэта, его единственно возможный путь.