Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества А. А. Блока)

На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, и культурной, и политической… Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом.

Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не

выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви.

Она, конечно же, занимает большое место и в творчестве Блока.
В 1898-1904 годах поэт создает свой цикл “Стихи о Прекрасной Даме”. Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.
Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой – весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований.

Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Блок надеется на пришествие “вечной женственности”, пока не посещавшей землю.
Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т. д. Если руки, то “незримые”, если сны, то – “невозможные”, шаги – “несуществующие”.
Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы. Так, “Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле” – это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого лирического героя.

Это скромный “инок”, “покорный раб”, смиренный певец Прекрасной Дамы.
Но, несмотря на такую отвлеченность “Стихов о Прекрасной Даме”, прототипом Героини является самая реальная, земная девушка – Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта.

Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости.
Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет – это цвет романтической мечты, красный – тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
К началу 1900-х годов поэт начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений “Распутья” (1902-1904). Блок действительно на распутье – меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но, вместе с тем, и более реальной.

Новый облик преобретает лирический герой. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
1906-1907 – цикл стихотворений “Снежная маска”, посвященный, как и следующий – “Фаина” (1906-1908) – актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения.

Только здесь уже вновь иной образ Дамы – сильной личности. Женщина здесь – символ стихийного начала (“С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах”, буйный ветер “в змеиных кудрях”):
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя.
Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
Но лишь любовь к одной женщине – к своей жене – Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является “О доблестях, о подвигах, о славе…”. Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла…
Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским “Я вас любил…”.
Терерь, хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества А. А. Блока)