Тема поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина

Тема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина.

На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка (“Пророк”, 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы “чистое ис­кусство”. Это не совсем верно.

Служение искусству для Пушкина не самоцель, а наиболее органический способ самовыражения поэта

в мире людей, высшее проявле­ние свободы духа, осознанной как главная ценность жизни. В стихотворении “Поэт” (1827) Пушкин прово­дит четкую грань между социально-бытовым обликом писателя (“И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он”) и моментами вдохновения, когда бытовое уходит и поэт становится исполнителем выс­шей воли. Пустые “волнения”, “корысть” и бесцель­ные “битвы” отвергаются в стихотворении “Поэт и тол­па” (1828).

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв… –

говорит

поэт о людях иного склада. И это не уход от жизни, как иногда интерпретируются эти строки, а утверждение подлинного смысла бытия, целью которо­го должны быть творчество и любовь. Тяжкий и неред­ко одинокий путь творческой, созидающей личности все же утверждается как единственно ведущий к под­линному, а не мнимому счастью:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.

(“Осень” (Отрывок), 1833)

Это настойчивое и мужественное служение высшим истинам, а не суетным интересам ставит себе в заслугу поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг неру­котворный…” (1836), подводящем итог его творческих, социальных и философских поисков. Здесь происходит воссоединение поэта с народом (“К нему не зарастет на­родная тропа…”), осмысленным как важнейшая сози­дающая сила мира. Частью ее поэт осознает и себя.

Гу­манность, милосердие ставят нравственные ограниче­ния политической свободе, постоянно устремляющейся к полюсам полного безначалия, с одной стороны, и то­тального подавления личности – с другой, и являются основанием высшей, духовной свободы. Подобно одно­му из чудес света, древнеегипетскому Александрийско­му маяку (столпу), известному своей несравненной, ко­лоссальной высотой, творчество освещает человечеству путь к духовной истине. Такое его понимание позволяет “равнодушно” воспринимать “хвалу и клевету” сует­ных “глупцов”, чуждых красоте, не понимающих гар­моничного божественного замысла бытия.

Видеть и по­казывать мир во всем богатстве и единстве его социаль­ных, нравственных и эстетических проявлений – это и является целью и заслугой истинной поэзии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина