Сочинение на тему: РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА

Ранний период творчества А. С. Пушкина ха­рактеризуется преобладанием в нем романтичес­ких настроений, взглядов, мыслей, чувств. Его

поэма “Руслан и Людмила” открыла путь всей русской литературе к новому периоду, ознамено­ванному торжеством романтизма. В этом произ­ведении автор ярко и красочно воссоздал дух рус­ской старины, нарисовал величественные обра­зы смелых, сильных, честных людей, напомина­ющих своим мужеством и силой былинных бога­тырей. Здесь и Руслан, в описании приключений которого широко использованы былинные моти­вы,

и романтические фигуры Рогдая и молодого хана Ратмира, и сказочные персонажи, являю­щиеся олицетворением добра и справедливости, такие как Финн.

В своей поэме автор создал так­же привлекательный женский образ: его Людми­ла – типичная девушка времен самого Пушки­на, кокетливая и несколько легкомысленная, милая и беспечная. Как это принято в романти­ческих произведениях, в “Руслане и Людмиле” присутствуют злые силы, с которыми добро ве­дет постоянную борьбу. И, конечно, светлое на­чало жизни традиционно побеждает темное и мрачное.

Свободная радость любви и добра одер­живает победу над

ханжеской моралью. В этой поэме отразились наилучшие достижения пуш­кинской поэзии раннего периода – использова­ние элегических мотивов, романтические настро­ения и раздумья о жизни, интерес к русской на­родности и историческому прошлому, разговор­ному языку и просторечию. С этой поэмы начал­ся решительный переход к романтизму в творче­стве самого поэта.

На его последующие произведения большое влияние оказало знакомство с творчеством Бай­рона. Наиболее ярко это влияние ощущается в стихотворении “Погасло дневное светило…”:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман…

Мотив изгнанничества стал особенно близок романтическому миру поэта во время путеше­ствия Пушкина на Кавказ и в Крым. Свою судь­бу изгнанника он сравнивает не только с судьбой Байрона, но и с судьбой римского поэта Овидия, сосланного в ссылку императором Августом (сти­хотворение “К Овидию”). Перед мысленным взо­ром поэта все чаще возникает образ узника, ко­торого зовет на свободу “орел молодой” (“Уз­ник”),

Но особенно ярко романтические взгляды Пушкина отразились в его романтических по­эмах, написанных в южной ссылке и после нее. Так, героем поэмы “Кавказский пленник” вы­ступает молодой человек, уставший от жизни, презирающий весь мир, стремящийся в общении с природой обрести “утраченную младость”. Этот герой сродни самому автору, все больше осозна­ющему несправедливость окружающего мира. Свобода и справедливость – основные идеалы Пушкина.

И борьбе за них он готов посвятить всю свою жизнь, готов даже пожертвовать собой, по­добно героине поэмы, юной черкешенке, жертву­ющей собой во имя свободы любимого.

Романтические настроения автора “Кавказ­ского пленника” нашли свое продолжение в не­оконченной поэме “Братья-разбойники”, пове­ствующей о побеге из тюрьмы двух разбойников. В этом произведении поэт широко использовал народные формы эпической и романтической по­эмы. Романтическими чертами наделены харак­теры двух братьев-разбойников, неразлучных и преданно любящих друг друга.

В их характерах – поэзия вольницы и мятежного духа, страстное стремление вырваться из тюрьмы на волю, кото­рое заставляет братьев терпеть страшные муки и даже пойти на смерть.

Но наиболее полно трагедия человека, попав­шего в рабство и зависимость, раскрывается в поэме “Бахчисарайский фонтан”, сюжет которой был заимствован Пушкиным из предания о люб­ви крымского хана к пленнице и ее трагической гибели. Автор показал столкновение двух выход­цев из различных цивилизаций: христианки Ма­рии и крымского мусульманского деспота, хана Гирея. Проблемы, затронутые в поэме, выходят за рамки национальных – это общечеловеческие проблемы: любовь-страсть, ревность, убийство соперницы из ревности, необычные отношения между людьми, чувства этих людей. Как и в дру­гих романтических произведениях, в “Бахчиса­райском фонтане” Пушкин рисует яркие, свое­образные, сильные характеры: Мария – вопло­щение внутренней силы, тихой поэзии, красоты; Зарема – символ страсти, буйного порыва, силь­ного темперамента; Гирей – отражение чрезмер­ной гордости, царственной воли.

Характеры ге­роев романтичны в крайности своих черт. Как и положено романтическим произведениям, сюжет поэмы построен на контрастах, на столкновении противоположностей, на борьбе двух начал. Как и в предыдущих романтических поэмах, здесь много места отводится описаниям живописных картин гаремного быта и крымской природы.

Тему “Кавказского пленника” и “Бахчисарай­ского фонтана” А. С. Пушкин продолжает в поэме “Цыганы” – последнем произведении романти­ческого периода. Подобно кавказскому пленнику, главный герой бежит из “неволи душных горо­дов”, где “просят денег да цепей”, где “главы пе­ред идолами клонят”, “любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей”. Он также разочаро­ван в жизни и потому стремится найти свое счас­тье вдали от душного мира, в окружении простых свободных людей.

В “Цыганах”, как и в “Бахчи­сарайском фонтане”, на первый план выходит тема любви, ревности и убийства из ревности. По­любив цыганку, которая не пожелала ответить ему взаимностью, по своему вольнолюбивому ха­рактеру отказалась принадлежать всецело герою, Алеко убивает свою возлюбленную, что характе­ризует его как человека эгоистичного. “Ты для себя лишь хочешь воли”, – говорит ему старый цыган. И словами старика автор, стремящийся к счастью и свободе для всех людей на земле, спра­ведливо укоряет своего героя.

В “Цыганах” выра­женная еще в “Бахчисарайском фонтане” идея различия культур и их противоречивости, идея социальной обусловленности поведения человека выступает в еще более углубленной и укрупнен­ной форме. Автор показывает иллюзорность и цыганской воли, повествуя о трагической судьбе Земфиры и старика-цыгана:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны.

В этой поэме намечается постепенное преодо­ление автором романтической идеализации жиз­ни. Но сильные стороны романтизма – протест против отрицательных сторон действительности, порывы к будущему, к свободе и справедливости, глубокий психологизм и лирический па­фос – Пушкин сохранил и пронес через все свое творчество. Преодолевая горечь временных со­мнений, он пронес сквозь грозовые штормы свое­го жестокого века жизнеутверждающие идеи ос­вободительной борьбы, неугасаемый оптимизм, жизнелюбие, идеалы высокой нравственности, истинного человеческого благородства, дружбы и любви.

Именно в вольнолюбии, в защите прав че­ловека, в народности, в интернационализме Пуш­кин прежде всего видел величие своего поэтичес­кого труда.

Глоссарий:

– сочинение на тему романтическая лирика Пушкина

– романтическая лирика пушкина сочинение

– сочинение на тему мир пушкинской поэзии

– Лирический герой романтической поэзии А С Пушкина

– сочинение на тему лирический герой романтической поэзии пушкина


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА