Романтический герой М. Ю. Лермонтова

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов – красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, “полным ярости”.

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего

поэта XIX века – М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства.

В этом плане значительны стихотворения “Новгороду” и “Последний сын вольности”, в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов – новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков. В поэме “Последний сын вольности” Лермонтов обращается к драматическим моментам новгородской истории. Новгород пал под натиском

дружины князя Рюрика:

Пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой… Уже забвенью предана.

Однако группа уцелевших воинов полна решимости продолжать борьбу. Среди них – отважный витязь Вадим, которого Лермонтов наделяет всеми атрибутами романтического героя; порабощение Родины, несчастная любовь, а затем и гибель любимой взывают в нем к отмщению. Проникнув на пир к Рюрику, он вызывает его на бой:

Кипя, с оружием своим На князя кинулся Вадим… Так над пучиной бурных вод На легкий челн бежит волна, И – сразу лодку разобьет. Или сама раздроблена.

Поединок закончился гибелью Вадима:

Он пал в крови, и пал один – Последний вольный славянин.

Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Белинский писал по поводу этой поэмы: “Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее… проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа”.46 Тема борьбы за независимость Родины – одна из излюбленных тем лермонтовского творчества – особенно ярко освещается она в “кавказском цикле”. Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов – дикая величественная природа его противопоставлялась “неволе душных городов”, “жилище вольности святой” – “стране рабов, стране господ” николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа.

Так, герой повести “Измаил-бей” отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

Эти же чувства владеют героем поэмы “Мцыри”. Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне:

“Я знал одной лишь думы власть, – признается он перед смертью, – Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы.

Где люди вольны как орлы…”.

Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и “мятежной жизни”, к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия – повышенной эмоциональностью, “пылом страстей”, высоким лирическим пафосом, любовью как “страстью сильнейшей” – они несут в себе приметы времени – скепсис, разочарование.

Это качество как самого поэта, так и его героев очень тонко подметил Огарев, так определивший это двойственное восприятие жизни Лермонтовым: “гениальной впечатлительностью понимая всю прелесть жизни и постоянно сознавая себя лишним человеком в этом мире, где ему душно, как в тюрьме или монастыре, и откуда ему хочется вырваться на простор и на дикую волю”.

Из двойственности и разочарованности рождается новое качество романтического героя Лермонтова – демонизм. Демон становится излюбленным персонажем еще юношеской поэзии Лермонтова и сопровождает ее расцвет. Образ его отмечен “печатью роковой”:

Душой измученною болен, Ничем не мог он быть доволен, Все горько сделалось ему. И все на свете презирая, Он жил, не веря ничему И ничего не признавая.

“Демонизм” в поэзии Лермонтова был порожден драматическим столкновением идеальных порывов с действительностью. Результатом этого столкновения являлись разочарованность, озлобленность, отверженность. Но подобная трактовка сильной личности, стремящейся к свободе, обусловливалась особенностями эпохи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Романтический герой М. Ю. Лермонтова