Поэтика и стилистика “Божественной комедии”

Поэтика “Божественной комедии” имеет приметы реализма: пластичность персонажей, скульптурный контур портрета. Иногда Данте даже использует другой язык: его прованские трубадуры разговаривают на прованском языке, жители итальянской провинции употребляют в речи диалектизмы, а святые в Раю – латинские слова, латынь используется и в латинских песнопениях. Но в этой разнообразной языковой палитре Данте имеет меру.

Его Вергилий разговаривает лишь итальянской, автор “Энеиды” не использует латыни. Образы Данте и Вергилия аллегорические, но вместе с тем каждый из них имеет индивидуализированный характер, отдельные эпизоды психологически убедительны. Образ героя поэмы не идентичный образу автора.

Герой “Божественной комедии” эмоциональный, он может быть сердитым с предателями, преисполненным сожаления и сочувствия к Франческе, зажигательным, но почтительным с Фаринатою – чрезвычайно богатая гамма чувств. Вместе с тем он будто бы наивный, неоднократно спрашивает у Вергилия о всем, что видит. Но автор “Божественной комедии” всезнающий: так как именно он сконструировал весь этот мир, населенный душами, именно он расселил их на свое усмотрение, автор объективный, он осуждает людей, но сердцем жалеет их. Есть один момент в “Раю”, когда на миг перед нами возникает автор “Новой жизни”, юный Данте, это момент первой встречи Данте с Беатриче на пороге Рая:

В венке из деревянных масел из-за белой занавеси
Явилась женщина, и свертками спадал
Зеленый плащ ей на убор алый.
Моему духу, какой не трепетал
Уже давно у нее на препоне,
Так как уже давно ее не встречал,
Не глаза – силы тайные, замечательные,
Идя от нее, и чувство крепкое –
Дали узнать пыл бывшей любви.

В “Божественной комедии” земное время и вечность взаимосвязаны, пейзажи потустороннего мира постоянно сопоставляются с земными. Данте – первый средневековый поэт, который ввел описания природы. В “Аду” – это пасмурные бездны, багряные вспышки пламени, кровавые реки, тучный, будто стекло, лед девятого круга (при этом поэт сопоставляет его с Дунаем в Австрии и с Доном, который тогда именовался Танаисом).

В “Чистилище” и “Раю” пейзажи пронизаны светом, здесь превалируют белый, зеленый, красный цвета. Но особенно характерными для дантовских пейзажей есть движение (ветра, моря, трав) и свет, игра света:

Зарница гнала сумерки туманные,
И в дали, куда они плыли,
Замерцало море в трепетании.

Каждый кантик имеет свою стилистическую особенность: “Ад” написан большей частью “средним стилем”, иногда с использованием вульгаризмов, в “Чистилище” средний стиль уже пронимается высокими словами, в “Раю” они доминируют. Знатоки Данте дружно соглашаются с тем, что “Ад” скульптурное, “Чистилище” – живописно, а в “Раю” доминирует музыка. Но вместе с тем поэме Данте присущее стилистическое единство – в полноте и разнообразии лексики, в объединении всех средневековых стилей. В “Аду” рядом с безобразными картинами, изображенными умышленно грубо, есть эпизоды трагически-величественные (эпизод из Уголино, Улиссом), есть лирично-патетичные эпизоды (эпизод с Франческой).

Наоборот, в “Раю” случаются резкие, гневные тирады.

Поэма Данте написана терцинами, ее строфа состоит из трех строк, рифмование перекрестное – аба бвб вгв гдг и т. Поэт дает мистическое число 3 – три строки, трехкратная рифма. Строфы напоминают разомкнутую цепь, каждая песня заканчивается отдельной строкой. Терцина осталась в литературе уникальной, связанной с именем автора “Божественной комедии”, поэты более поздних эпох редко использовали ее (Дж.

Г. Байрон, А. Пушкин, И. Франко и др.), но только тогда, когда хотели напомнить о стиле Данте или каким-то чином соотнести с ним свои произведения.



Поэтика и стилистика “Божественной комедии”