Определите особенности композиции «Божественной комедии» Данте и ее роль в раскрытии идейного замысла произведения
«Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигьери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих времен и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.
Данте назвал свое произведение «Комедия», так в Средневековье называли написанное народным языком произведение с печальным началом и счастливым концом. Боккаччо наградил ее эпитетом «божественная», имея в виду
Поэтому со временем этот эпитет стал составной частью названия поэмы.
Цель, которую ставил перед собой автор поэмы,- отвернуть человека от греха. Это и есть настоящий сюжет «Комедии»: открытие человеком всемирной гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения.
В композиции поэмы Данте использует христианскую
Число 3 в христианской символике воплощает гармонию. И число это повторяется не только в количестве частей, а и в строении стиха: «Комедия» написана тристихами (терцинами). Каждая из песен содержит приблизительно одинаковое количество терцин.
Композиционное дарование Данте поражает. Например, Поэт видит Беатриче в тридцатой песне «Чистилища». 30 — это 10 раз по 3, тридцатая песня «Чистилища» содержит 145 стихов (сумма цифр этого числа дает 10).
Данте расположил слова Беатриче именно в середине песни — из 73 стиха (сумма цифр этого числа также равняется 10). Общее количество песен к тридцатой песне «Чистилища» — 63, а после нее — еще 36 песен. Эти числа состоят из одинаковых цифр — 6 и 3 и сумма их равняется 9. Поэт был убежден, что такая взвешенная композиционная конструкция поэмы также может быть средством влияния на читателя и символизировать возможность преодоления хаоса.
Строго симметрично развивается и сюжет поэмы. Загробная и реальная жизнь все время переплетаются, создавая будто два мира — фантастический и реальный.
Симметрия оказывается и в расположении фигур: в аду Данте видит дьяволов. В наиболее низкой точке ада — Люцифера. В чистилище и в рае — ангелов, в высочайшей точке (эмперии) — божества.
Завязка поэмы происходит тогда, когда Поэт теряет любимую Беатриче, а сам отдается заблуждению общественной и политической жизни, захватывается ошибочной наукой, учеными спорами и суетой средневековой жизни. Но задумавшись над земным существованием и тайнами жизни потустороннего, он ощущает, что идет ошибочным путем, что он заблудился, словно во тьме, непроходимом лесу. Поэт ищет верную дорогу, но ему загораживают выход из этого аллегорического леса три зверя: пантера — страсть к удовольствиям, лев — честолюбие, голодная волчица — жажда богатства, доминирующие пороки времен Данте.
Собственными силами он уже не может победить их, и тогда Беатриче с неба посылает ему на помощь чтимого им поэта-классика Вергилия, своеобразный символ высокой поэзии, которая поднимает и освобождает душу от земных стремлений. Вергилий говорит Поэту, который выйти на прямой путь и снова достичь добропорядочности можно только через созерцание человеческих судеб в потустороннем мире. Так изображается содержание и цель большой поэмы, который раскрывается в ее композиции: через страдание («Ад»), очищение («Чистилище») к духовному совершенству («Рай»).
Вывод. Композиция «Божественной комедии» покоряется творческой задаче автора отвернуть человека от греха и показать путь к гармонии и совершенству. Строение произведения поражает чрезвычайной целостностью, взвешенностью каждого элемента.
Важной составляющей композиции является христианская символика чисел, согласно нее автор и строит величественное сооружение своего произведения.
Опорные слова: композиционный прием, символика чисел, симметричное строение, сюжет поэмы, мистическое содержание.