Поэтика комедий Шекспира

Поэтика шекспировских комедий, созданных в так называемый “оптимистический период” творчества, не столь универсальна, как поэтика хроник. Комедии II-го периода обладают общим для них магистральным сюжетом, но различаются доминирующей реальностью. Их магистральный сюжет можно определить как разрешение конфликтов в отношениях персонажей в соответствии с законом естественной гармонии.

По типу доминирующей реальности шекспировские комедии II-го периода могут быть разделены на две группы: “городские” (или “комедии с социально-бытовым

фоном”) и “праздничные”.

“Городские комедии”. К ним относятся “Укрощение строптивой”, “Виндзорские насмешницы”, “Венецианский купец”, “Два веронца”.

Доминирующая реальность здесь – Город как особое социальное пространство со своими традициями, институтами и нормами поведения (Верона, Венеция, Виндзор или Падуя, где происходит действие “Укрощение строптивой”). Персонажи – прежде всего бюргеры, живущие в условиях этой реальности и подчиняющиеся ей. Конфликты в этом типе комедий чаще всего порождаются обстоятельствами городского быта, но развиваются

и становятся подлинной коллизией в отношениях персонажей.

Далее – приводятся примеры из “Венецианского купца” и “Укрощения строптивой”.

Конфликты в “городских” комедиях разрешаются гармонизирующим вмешательством любви. Его особенность в том, что оно не меняет доминирующую реальность, то есть не устраняет причины, породившие коллизии, а только нейтрализует их (как в “Венецианском купце”) либо меняет их смысл для участников действия (как в “Укрощении строптивой”).

Еще одна черта, характерная для “городских” комедий, – обособление комического от поэтически-возвышенного. Носители комического начала – слуги, иронически или юмористически-простодушно комментирующие действие (Ланчелот Гоббо – в “Венецианском купце”, Лакс – в “Двух веронцах”). Носители поэтического начала – влюбленные протагонисты (Валентин – в “Двух веронцах”, Порция и Антонио в “Венецианском купце”).

Катарина и Петруччо в “Укрощении строптивой” остаются комическими персонажами, пока враждуют, но перестают быть ими, когда их отношения меняются.

“Праздничные” комедии. В их число входят: “Как вам это понравиться?”, “Сон в летнюю ночь”, “Много шума из ничего”, “Двенадцатая ночь”. Действие этих комедий происходит в особых пространствах: условных, фантастических или сказочных.

Доминирующая реальность здесь – Большая Природа (Макрокосм), выступающая в двух обличиях – Природы играющей и Природы наставляющей. Первая – забавляется с “малой” (человеческой) природой персонажей, порождая этим конфликты; вторая – устраняет эти конфликты, возвращая порядок в отношения персонажей друг с другом и с миром.

Действующие лица “праздничных” комедий так же несамостоятельны в своих поступках, как и персонажи хроник; они – “актеры Природы” в той же мере, в какой персонажи хроник – “актеры Истории”. Кроме того, подобно последним, они лишены личностной полноценности, поскольку из всех качеств человеческой натуры играющая Природа выбирает только те, с помощью которых может вовлечь персонажей в свои забавы. В “праздничных” комедиях таким становится чувство любви, поскольку их персонажи, в отличие от действующих лиц “городских” комедий, не связаны комплексом социальных и бытовых условий, а могут жить только собственными эмоциями.

Основная коллизия в сюжете “праздничных” комедий – это конфликт видимости и сути, порождаемый играющей Природой в сознании персонажей. Его сущность в том, что герои либо принимают мнимую любовь за подлинную (“Сон в летнюю ночь”), либо любят “вслепую”, не зная истинной сути тех, в кого влюблены (“Двенадцатая ночь”). Этот тип конфликта приводит к невозможному в “городских” комедиях соединению комического и поэтического начала в действиях одних и тех же персонажей. Ведь иллюзорное чувство они переживают как подлинное и глубокое и описывают его прекрасным поэтическим языком.

Но, чем глубже эти персонажи погружаются в такое чувство, тем неадекватней они окружающей реальности, тем комичней, следовательно, их поведение. Когда эта неадекватность приближается к крайней черте, Природа прекращает игру и вместо иллюзорного чувства награждает героев подлинным, возвращая в их отношения истину – универсальный закон гармонии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поэтика комедий Шекспира