Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова

Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения:

1. В комедии “Горе от ума” можно заметить черты Классицизма:

Быстрое развитие действия;

Острота диалогов;

Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами;

Сохранение трех классических единств (действия, места, времени);

Особенности сценических амплуа (Чацкий – резонер, Лиза – субретка и т. д.);

Говорящие имена и фамилии.

Однако Грибоедов делает своих героев не однолинейными, как в классицизме, а более сложными и многогранными.

Образы приобретают нарицательный смысл и символизируют русские общественные явления, которые впоследствии приобрели такие названия, как Фамусовщи-На, молчалинство, скалозубовщина, репетиловщина.

Грибоедов – мастер речевых характеристик. Он наделяет каждого персонажа неповторимым характером, что подчеркивает хотя и условный, но отчетливо видимый реализм “Горя от ума”.

Условность реализма комедии заключается прежде всего в том, что автор обнаруживает себя, вкладывая в высказывания Чацкого свои собственные мысли

и суждения.

II. Язык комедии Грибоедова

Начать разговор о языке комедии можно с сообщений групп о речевых характеристиках героев: Чацкого, Фамусова, Молчалина, Скалозуба.

Анализ эпизода драматического произведения

Примерный план

События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.

Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.

Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.

Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и их связь с проблематикой пьесы.

Основной конфликт.

Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).

Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.

Наличие авторских ремарок и их смысл.

Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Мысли и суждения автора, не свойственные героям пьесы. Подтекст эпизода.

Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.

Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.

Функции эпизода и его композиционная роль в пьесе.

Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.

Своеобразие авторского творческого метода, проявившееся в эпизоде, его связи с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.

Особое внимание следует уделить анализу финальных монологов Фамусова и Чацкого, возможен и их сопоставительный анализ (см. таблицу на с. 109).

Итоговые вопросы

Чем проблематика и образы комедии важны читателям XXI века?

Почему “Горе от ума” включено в репертуар многих современных театров?

В комедии “Горе от ума” Грибоедов преодолевает каноны классицизма, создавая произведение, предвосхищающее реализм в русской литературе. Важнейшим средством создания неповторимых образов и нравов общества является язык комедии. Проблематика пьесы и образы, ставшие символическим выражением общественных отношений между людьми начала XIX века, позволяют спроецировать их на наше время, быть интересными современным зрителям и читателям.

Домашнее задание

Прочитать статью И. А. Гончарова “Мильон терзаний”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова