Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения:
1. В комедии «Горе от ума» можно заметить черты Классицизма:
Быстрое развитие действия;
Острота диалогов;
Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами;
Сохранение трех классических единств (действия, места, времени);
Особенности сценических амплуа (Чацкий — резонер, Лиза — субретка и т. д.);
Говорящие имена и фамилии.
Однако Грибоедов делает своих героев не однолинейными, как в классицизме, а более сложными и многогранными. Образы приобретают нарицательный смысл и символизируют русские общественные явления, которые впоследствии приобрели такие названия, как Фамусовщи-На, молчалинство, скалозубовщина, репетиловщина.
Грибоедов — мастер речевых характеристик. Он наделяет каждого персонажа неповторимым характером, что подчеркивает хотя и условный, но отчетливо видимый реализм «Горя от ума».
Условность реализма комедии заключается прежде всего в том, что автор обнаруживает себя, вкладывая в высказывания Чацкого свои собственные мысли и суждения.
II. Язык комедии Грибоедова
Начать разговор о языке комедии можно с сообщений групп о речевых характеристиках героев: Чацкого, Фамусова, Молчалина, Скалозуба.
Анализ эпизода драматического произведения
Примерный план
События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.
Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.
Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.
Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и их связь с проблематикой пьесы.
Основной конфликт.
Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.
Наличие авторских ремарок и их смысл.
Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Мысли и суждения автора, не свойственные героям пьесы. Подтекст эпизода.
Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.
Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.
Функции эпизода и его композиционная роль в пьесе.
Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.
Своеобразие авторского творческого метода, проявившееся в эпизоде, его связи с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.
Особое внимание следует уделить анализу финальных монологов Фамусова и Чацкого, возможен и их сопоставительный анализ (см. таблицу на с. 109).
Итоговые вопросы
Чем проблематика и образы комедии важны читателям XXI века?
Почему «Горе от ума» включено в репертуар многих современных театров?
В комедии «Горе от ума» Грибоедов преодолевает каноны классицизма, создавая произведение, предвосхищающее реализм в русской литературе. Важнейшим средством создания неповторимых образов и нравов общества является язык комедии. Проблематика пьесы и образы, ставшие символическим выражением общественных отношений между людьми начала XIX века, позволяют спроецировать их на наше время, быть интересными современным зрителям и читателям.
Домашнее задание
Прочитать статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний».
- Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования ... Читать далее...
- Черты реализма и классицизма в комедии «Горе от ума» Грибоедова А. С Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: ... Читать далее...
- Черты классицизма в комедии «Горе от ума» Грибоедова Классицизм как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры. Развернутая эстетическая теория классицизма была ... Читать далее...
- Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, — противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере ... Читать далее...
- В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? «Горе от ума» — произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества — проблему столкновения двух миров: «века нынешнего» и «века минувшего». Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова столкновение разных взглядов показано на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Александр Андреевич Чацкий — главный ... Читать далее...
- Грибоедов. Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»? А. С. Грибоедов 1. Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»? а. Говорящие фамилии б. Общественный конфликт в. Соблюдение принципа трех единств г. Изображение действительности в формах жизни д. Историзм изображения действительности е. Наличие традиционных амплуа: глупый отец, субретка, любовник, жених 2. Охарактеризуйте основной конфликт комедии «Горе от ума»: а. Свободолюбивый герой и ... Читать далее...
- Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение, ознаменовавшее становление нового для русской литературы XIX века, реалистического художественного стиля. Грибоедов говорил также, что ... Читать далее...
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Основные проблемы. Язык комедии 1. Творческий путь писателя, 2. «Горе от ума»: история возникновения и основной смысл. 3. Яркий, образный язык комедии. 4. Вневременность комедии. Увы! Молчалины блаженствуют на свете! А. С. Грибоедов А. С. Грибоедов, дипломат, талантливый поэт, композитор, вошел в историю русской литературы как автор единственной, блистательной комедии «Горе от ума». Человек с прекрасным образованием и гениальным ... Читать далее...
- Черты реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» По содержанию «Горе от ума» строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам — основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. В высказываниях Фамусова, ... Читать далее...
- Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума». 1. Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума». 2. Определите понятие «вечные образы». Приведите примеры. 3. Из каких элементов состоит сюжет произведения? 4. Определите кульминацию комедии «Горе от ума». 5. Определите кульминацию романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 6. Определите кульминацию комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». ... Читать далее...
- Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Александр Сергеевич Грибоедов — один из величайших умов своей эпохи, видный политический деятель, вошедший в русскую литературу как автор одного произведения. Но свою пьесу он назвал «Горе от ума», уже в само название вынося острую, «не комедийную» проблему XIX века. ... Читать далее...
- Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы? «Горе от ума» — это уникальное творение А. С. Грибоедова, поскольку совмещает в себе черты комедии и драмы. Сам писатель прекрасно сознавал, что создает произведение, непохожее на обычные, традиционные образцы комедийного жанра. Уже после завершения работы над пьесой Грибоедов определил ее жанр как «драматическую картину». В чем же проявляются черты классицистической комедии в произведении? В ... Читать далее...
- Нет ли парадокса или неувязки в названии комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» изобразил картину жизни барской Москвы, показал пороки людей, их взгляды, отношение к жизни. Комедия бьет не по какому-то одному пороку, а по всем вместе, по всему старому обществу. Главный герой комедии — Чацкий. Он образован, речь его логична, богата интонациями, образна, в ней отражается глубина его чувств ... Читать далее...
- Социальное и вечное в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Комедия Грибоедова «Горе от ума» носит социальный характер. В ней даны правдивые картины русской жизни после Отечественной войны 1812 года. Грибоедов показал причины возникновения декабризма, поставил ряд важнейших для его времени проблем: крепостное право и взаимоотношения дворян-помещиков и крепостного крестьянства, служба в феодально-крепостнической России, просвещение и культура, связь интеллигенции с народом, истинный и ложный Патриотизм. ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Горе от ума или горе от любви»(По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. ГрибоедовА является одним из самых загадочных произведений, хотя была написана в 20-х годах 19 века. Сюжетную канву произведения составляют две тесто переплетенные линии — крушение надежд главного героя Чацкого, как в личной жизни, так и в общественной. Сначала эти линии развиваются как будто отдельно, но потом становится ясно, что они тесно взаимосвязаны. ... Читать далее...
- История создания комедии Грибоедова «Горе от ума» Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие друг перед другом поклонение всему иностранному присущее высшему свету того времени в Москве, очень раздражало образованного и умного Грибоедова. Наблюдая на балу, как большинство представителей ... Читать далее...
- Проблема «Ума» в комедии Грибоедова «Горе от ума» Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10-х, начале 20-х годов девятнадцатого столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что кончилась победой Отечественная война 1812 года. Эта победа утвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которые мешали экономическому и ... Читать далее...
- Сочный, яркий, образный язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Ах! Злые языки страшнее пистолета А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» написана 180 лет назад, но по-прежнему свежа, образна, ярка благодаря авторскому языку. Нет, пожалуй, в русской и мировой литературе другого примера художественного произведения, которое «разлетелось» бы «крылатыми словами» и выражениями, обогатив народный язык, как это произошло с грибоедовской комедией. Пушкин ... Читать далее...
- История создания комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее. Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума», открывшая в 1825 году, вместе с трагедией «Борис Годунов» ... Читать далее...
- Смысл названия комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Прочитав комедию А. Грибоедова «Горе от ума», мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого против царского дворянства. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных. В своем произведении Грибоедов делит героев на два совершенно противоположных лагеря, ... Читать далее...
- Своеобразие конфликта комедии «Горе от ума» Грибоедова Комедия Грибоедова «Горе от ума», беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвено показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи. О конфликте «Горе от ума» до сих пор идут споры между ... Читать далее...
- Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и декабристы «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма; кроме того, поставленные ... Читать далее...
- Как я понимаю название комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Название комедии Грибоедова «Горе от ума» я понимаю так: трудно жить в России умному человеку, горе умному человеку родиться в России. Его никто не поймет и не поддержит, он будет одинок, и общество будет его отвергать. Кто же этот умный человек в комедии А. С. Грибоедова? Это Чацкий! Он приезжает из Европы в Москву. В ... Читать далее...
- Идейно-тематическое содержание комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Как отмечал И. А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». В ней Грибоедов поставил самые важные вопросы своего времени. Основной конфликт комедии — это столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества и его консервативной части, составляющей подавляющее большинство. Первое ... Читать далее...
- Новаторство и традиции в комедии Грибоедова «Горе от ума» Своей комедией А. С. Грибоедов сделал решительный шаг (по определению В. Г. Белинского) от «пошлого стертого механизма старинной драмы» к новому, реалистическому методу. Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин стал отходить в своих комедиях от строгих канонов классицизма. Недаром Вяземский писал, что «молодой Чацкий похож на Стародума». Но все же Фонвизин в основном остается верен ... Читать далее...
- Смысл названия комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Проблема ума — это тот идейноэмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы общественно-политического, философского, национально-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко ... Читать далее...
- Тест к комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова 1. Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»? А. Говорящие фамилии Б. Общественный конфликт В. Соблюдение принципа трех единств Г. Изображение действительности в формах жизни Д. Историзм изображения действительности Е. Наличие традиционных амплуа: глупый отец, субретка, любовник, жених 2. Охарактеризуйте основной конфликт комедии «Горе от ума»: А. Свободолюбивый герой и косное общество Б. ... Читать далее...
- Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох? В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом — основным конфликтом ... Читать далее...
- План сочинения: Кто умен в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? I. Вступление Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен- умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедова: «В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здравомыслящего человека». Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии представлены разные типы ... Читать далее...
- План сочинения: Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова «Горе от ума» Внесценические персонажи и их роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» I. Вступление Комедия Грибоедова — реалистическое произведение, в котором автор дает обобщенную картину социальной жизни России 10-х — начала 20-х годов XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. II. Главная часть 1. Внесценические ... Читать далее...
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе. II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением «отцов». 1. «Отцы» — непримиримые противники свободомыслия, защитники незыблемой старины. 2. Споры Чацкого с Фамусовым и его окружением — защита прав независимой личности, передового мировоззрения и высокой нравственности. ... Читать далее...
- Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма ... Читать далее...
- Проблема ума в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, ее тематике и образной системе. Замысел пьесы не был изначально таким, каким он представляется нам сегодня. Грибоедов создал много версий своего произведения. И первоначально название ... Читать далее...
- Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный и общественный. Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда ... Читать далее...
- Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума» Знаменитый русский писатель сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий — всегда оказывались непонятыми обществом, ... Читать далее...
- Анализ комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий и фамусовское общество Основа конфликта пьесы — во взаимодействии двух начал: общественного и личного. Главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма осложняется безответным и пылким чувством к Софье — дочери Фамусова. Чацкий: честный, прогрессивно мыслящий, свободолюбивый. Остер на язык. Еще до появления его на сцене мы узнаем, что он «чувствителен, и весел, и остер» (слова Лизы). Чацкий ... Читать далее...
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Второй вариант) В моей комедии двадцать пять глупцов На одного здравомыслящего человека, и Этот человек, разумеется, в противоречии С обществом, его окружающим. А. С. Грибоедов Есть в русской литературе великие произведения, уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Это «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Доходное место», «Гроза» А. Н. Островского, «Накануне» и «Отцы и дети» ... Читать далее...
- Особенности конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение во многом новаторское, необычное для своего времени, своеобразное. Главная особенность комедии — взаимодействие двух сюжетообразующих конфликтов: любовного конфликта, основными участниками которого являются Чацкий и София, и конфликта общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане в ... Читать далее...
- Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Они жили в самом начале XIX века… Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер… Их лира поэтически воплощала основные лозунги декабристов — свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передовыми людьми из тайных обществ. Его ... Читать далее...
- Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). Краткое изложение текста Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий современник автора. Как и Грибоедов, он принадлежит к поколению «детей 1812 года», является представителем прогрессивного крыла дворянской интеллигенции. В уста героя Грибоедов вкладывает свои мысли о бесчеловечности крепостного права, о неприязни к тупой военщине, о непривлекательности низкопоклонства и карьеризма, о необходимости уважать национальную культуру, любить свой народ. ... Читать далее...
Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова