Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина.

Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению.

Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально самобытной русской литературы.

Ранние пьесы Грибоедова представляли собой вольный перевод с французского (“Молодые супруги”, “Притворная неверность”), но затем он создает оригинальное яркое произведение. Эстетика Грибоедова – это эстетика реализма. В 1824 году он закончил работу над комедией “Горе от ума”.

Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила произведение в печать. Реакционный лагерь принял комедию враждебно.

Блестящую характеристику пьесе дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы.

По мнению Пушкина, цель комедии – “характеры и резкая картина нравов”. До Грибоедова только комедия “Недоросль” Фонвизина имела такой успех. “Горе от ума” было использовано декабристами для пропаганды их политических идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание произведения составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”. Появление “Горя от ума” способствовало становлению реализма в русской литературе.

Новаторство Грибоедова в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены центральному конфликту – борьбе нового со старым. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной писателю эпохи.

Герои Фонвизина оставались неизменными на всем протяжении действия. Грибоедов, напротив, стремится показать внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом также особенность его реализма.

Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, под давлением жизненных обстоятельств. Чацкий с горечью восклицает: “Молчалины блаженствуют на свете!”. Образ Молчалина – удивительная находка драматурга, крайне “жизнеспособный” тип, ведь и по сей день Молчалины процветают, вокруг слишком много покорных, живущих по принципу: “Не должно сметь свое суждение иметь”.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает “Горе от ума”. Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедии придает индивидуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна?

Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении – “всесильного дядюшку” (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Составивший основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он назвал Грибоедова “комическим гением”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”