Новаторство и традиции в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняшних зрителей, пьеса осталась живым источником чувств и размышлений.
Комедия Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Борьба декабристов с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая

в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Грибоедов и показал ее в своей комедии, причем показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам.

Общественная позиция автора в литературном произведении всегда играет большую роль. В “Горе от ума” она проявляется ясно, четко – ив выборе темы, и в том, какие вопросы общественного и нравственного характера автор затрагивает в пьесе и как их решает, и в том, как он рисует характеры героев и оценивает их взгляды и поступки.
“Горе

от ума” – произведение драматическое и, следовательно, в нем пег речи самого автора, но нетрудно понять общественную позицию драматурга. В главном герое комедии писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.
В небольшом по объему произведении, где изображен всего один день в ломе московского барина Фамусова, драматург затрагивает многие важнейшие вопросы современности: о крепостном праве, просвещении и вое питании, гражданском долге и службе, о национальной культуре. Острый политический характер комедии, злободневность в сочетании с блестящей художественной формой определили ее необыкновенный успех.
На первый взгляд может показаться, что главное в комедии, в ее сюжете – история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает в произведении большое место. Она вводит зрителя в мир сердечных переживаний и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии – общественная драма Чацкого.

На это указывает и ее заглавие – “Горе от ума”. История несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета пьесы. В умелом слиянии их проявляется высокое драматургическое мастерство Грибоедова.
Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Непосредственно перед этим мы впервые слышим о Чацком от Лизы. “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий!” – восклицает она и намекает на его увлечение Софьей. Софья с раздражением говорит о Чацком, уехавшем из Москвы три года назад “ума искать”, вспоминает, что “он славно пересмеять умеет всех”.

И вот тут-то, когда о нем только что говорили, в комнату поспешно входит, почти вбегает Чацкий.
“Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног”, – звучат его первые слова. И неподдельная искренность,, любовь и радость от встречи слышны в его коротких, стремительных восклицаниях.

Но ведь Софья любит не его, а Молчалина. А что же Чацкий? Он не верит в холодность Софьи; он, правда, немного смущен ее приемом, но счастлив, оживлен, го-‘ ворлив, спрашивает о старых знакомых, подсмеивается над ними.

Это, видимо; раньше забавляло Софью, но сейчас не находит у нее отклика.
Но вот Чацкий среди прочих знакомых с едкой насмешкой упомянул о Молчалине и, не подозревая о том, вызвал бурю негодования в душе Софьи, раз и навсегда восстановил ее против себя. “Не человек, змея!” – говорит она в сторону. И как жестоко она расправится впоследствии с Чацким за насмешки над Молчалиным!
Все, что происходит в первых сценах с Чацким, получит в пьесе свое дальнейшее развитие: любовь к Софье приведет его к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастет в конфликт с обществом.
Во II действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели ей мил кто-то из этих двоих? И кто же именно? Может ли быть ее избранником Скалозуб – олицетворение тупой военщины? А Молчалин, ” жалчайшее созданье”, – неужели он избран ею?

Загадку эту Чацкий должен во что бы то ни стало решить. Одновременно завязывается глубокий общественный конфликт. Из спора Чацкого с Фамусовым становится ясно, что дело здесь не просто в недовольстве друг другом – сталкиваются два мировоззрения, два лагеря.
Итак, общественный конфликт определился и требует своего разрешения; любовь Чацкого к Софье столкнулась с горькой загадкой, на которую он должен найти ответ.
В III действии Софья дает Чацкому ясно понять, что его не любит, и признается в любви к Молчалину, а о Скалозубе говорит как о герое не ее романа. Кажется, все выяснилось – загадка решена. Но вот беда – Чацкий не верит Софье.

Он понимает, что за “человек Молчалин, и, ослепленный любовью, не верит в чувство Софьи. Действительно, у Чацкого “ум с сердцем не в ладу”, Неверие это укрепляется в Чацком после его разговора с Молчалиным, в котором тот совершенно ясно высказывается как человек безнравственный и делец. Чацкий продолжает свои резкие выпады против него.

Он все больше раздражает оскорбленную за Молчалина Софью, и именно она сначала случайно, а потом и намеренно, в отместку пускает слух о сумасшествии Чацкого, с молниеносной быстротой распространившийся в обществе.
Сплетня сама по себе заинтересовала людей, любящих посудачить, и попала на подготовленную почву. Чацкий к тому моменту успел вооружить против себя не только хозяев, но и многих из гостей. С большим мастерством раскрыты драматургом причины того, почему все фамусов-ское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем своего идейного врага, человека, протестующего против его морали.

Так действие достигает сюжетной вершины, кульминации.
Развязка наступает в IV действии. Чацкий узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой. “Вот наконец решение загадки! – восклицает Чацкий. – Вот я пожертвован кому!” Но его ждет последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к нему окончательное прозрение и разочарование.

С огромной внутренней болью и силой обличения он произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью. Оба конфликта приведены к концу, столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум и любовь принесли Чацкому одно горе.

Он покидает Москву.
Порок не наказан и добродетель не торжествует в комедии (как того требовали правила классицизма), однако у нас остается впечатление моральной победы, одержанной Чацким.
В комедии нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены Грибоедовым с определенной целью. Композиция пьесы очень простая и четкая, но именно в этой простоте и заключено новаторство Грибоедова, его смелость драматурга.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новаторство и традиции в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”