Что можно сказать о возможных прототипах героев комедии Грибоедова “Горе от ума”?
Что можно сказать о возможных прототипах героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”?
Вопрос о прототипах грибоедовской комедии очень сложен и противоречив. Еще в “Московском телеграфе” в 1830 г. можно было прочитать следующее: “Все действующие лица пьесы кажутся нам как будто знакомыми. Это галерея вымышленных портретов, в коих мы видим такую выразительность, что каждый из нас, глядя на оные, старается угадать, с кем они схожи. Это доказывается тем, что многие до сих пор приискивают подлинников для сих чад фантазии Грибоедова”.
До нашего времени дошли свидетельства современников Грибоедова о том, что он поставил себе целью обобщить в комедии все “оттенки московского общества”.
Многие исследователи комедии единодушны в том, что в старухе Хлестовой запечатлены некоторые черты Н.Д. Офросимовой (она станет прототипом толстовской Марьи Дмитриевны Ахросимовой в “Войне и мире”). Один из сослуживцев А.С.
Грибоедова, Н.А. Шатилов, вполне мог стать прототипом Репетилова. Шатилов был известен как остроумный, но болтливый молодой человек, в то
Поздняков, по мнению П. Вяземского, обусловил некоторые черты владельца крепостного театра, о котором довольно едко отзывается Чацкий. С возмущением говоря о “Несторе негодяев знатных”, беспринципном и неблагодарном человеке, с легкостью вершившем судьбы своих крепостных, Грибоедов мог иметь в виду генерала Л. Д. Измайлова. В одном из внесценических персонажей, Татьяне Юрьевне, о которой с таким благоговением говорит Чацкому Молчалин, просматривались черты П.Ю.
Кологривовой, с мнением которой в то время считались в московском обществе. Племянник княгини Тугоуховской – “химик и ботаник” князь Федор – чем-то напоминал двоюродного брата А.И. Герцена А.А.
Яковлева, по прозвищу “Химик”. Знаменитость того времени, граф Федор Толстой, по прозвищу “Американец”, картежник, дуэлянт, мог вызвать у Грибоедова желание показать его в комедии под маской “ночного разбойника и дуэлиста”.
Related posts:
- Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума” Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. 1. Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. 2. Определите понятие “вечные образы”. Приведите примеры. 3. Из каких элементов состоит сюжет произведения? 4. Определите кульминацию комедии “Горе от ума”. 5. Определите кульминацию романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. 6. Определите кульминацию комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. […]...
- План сочинения: Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума” Внесценические персонажи и их роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” I. Вступление Комедия Грибоедова – реалистическое произведение, в котором автор дает обобщенную картину социальной жизни России 10-х – начала 20-х годов XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. II. Главная часть 1. Внесценические […]...
- Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Время создания комедии “Горе от ума” пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побежденные народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные […]...
- “А судьи кто?!” (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.) Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы литературного произведения и по нынешний день существует самостоятельно. Этим вопросом задается каждый без исключения, ибо сущность человеческого бытия заключена в единстве и борьбе противоположных взглядов и мнений. Еще великий Аристотель говорил: “Человек – существо социальное”. […]...
- Сочинение по комедии Грибоедова “Горе от ума” Знаменитый русский писатель сказал замечательные слова о произведении “Горе от ума” – “Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов”. И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича “Горе от ума” является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, […]...
- Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова “Горе от ума” В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его характеристики, и взаимоотношения […]...
- Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Грибоедова “Горе от ума” является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эти два разных общественных лагеря в комедии живописно представляют Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения. Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине […]...
- Новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и […]...
- Новаторство и традиции в комедии Грибоедова “Горе от ума” Своей комедией А. С. Грибоедов сделал решительный шаг (по определению В. Г. Белинского) от “пошлого стертого механизма старинной драмы” к новому, реалистическому методу. Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин стал отходить в своих комедиях от строгих канонов классицизма. Недаром Вяземский писал, что “молодой Чацкий похож на Стародума”. Но все же Фонвизин в основном остается верен […]...
- Своеобразие комедии Грибоедова “Горе от ума” как литературного произведения начала 20-х годов xix века Комедия Грибоедова “Горе от ума”, бесспорно, лучшее произведение великого драматурга. Можно даже сказать, что для потомства Грибоедов навеки остался автором одного про – изведения. Комедия стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Грибоедова, да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Грибоедова в том, что эта “гениальнейшая русская драма” […]...
- История создания комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии “Горе от ума”, хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее. Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия “Горе от ума”, открывшая в 1825 году, вместе с трагедией “Борис Годунов” […]...
- Социальное и вечное в комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова Комедия Грибоедова “Горе от ума” носит социальный характер. В ней даны правдивые картины русской жизни после Отечественной войны 1812 года. Грибоедов показал причины возникновения декабризма, поставил ряд важнейших для его времени проблем: крепостное право и взаимоотношения дворян-помещиков и крепостного крестьянства, служба в феодально-крепостнической России, просвещение и культура, связь интеллигенции с народом, истинный и ложный Патриотизм. […]...
- Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер… Их лира поэтически воплощала основные лозунги декабристов – свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передовыми людьми из тайных обществ. Его […]...
- Идеи декабризма в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума” В комедии Грибоедова “Горе от ума”, как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов. Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского просвещения восемнадцатого века и романтизма и получила название “Гражданский романтизм”. Этика, то есть нравственные законы, обязывали героев произведений воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, например, […]...
- Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (5) И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого – главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий – главный и самый яркий образ комедии. Он […]...
- Как я понимаю название комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова Название комедии Грибоедова “Горе от ума” я понимаю так: трудно жить в России умному человеку, горе умному человеку родиться в России. Его никто не поймет и не поддержит, он будет одинок, и общество будет его отвергать. Кто же этот умный человек в комедии А. С. Грибоедова? Это Чацкий! Он приезжает из Европы в Москву. В […]...
- Роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова “Горе от ума” Основу конфликта комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, написанной “накануне возмущения на Исаакиевской площади”, составляет борьба “века нынешнего” с “веком минувшим”. При этом под “веком нынешним” понимается та часть русского общества первой четверти Х1Х века, которую составляли прогрессивно мыслящие дворяне, связанные с движением декабристов. В комедии они представлены в образе Чацкого. “Век минувший” – […]...
- Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования […]...
- Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума” можно заметить черты Классицизма: Быстрое развитие действия; Острота диалогов; Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами; Сохранение трех классических единств (действия, места, времени); Особенности сценических амплуа (Чацкий – резонер, Лиза – субретка и т. д.); Говорящие имена […]...
- Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, – противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере […]...
- Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Сочинения по литературе: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась на стыке трех литературных направлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной […]...
- В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова столкновение разных взглядов показано на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Александр Андреевич Чацкий – главный […]...
- МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили в период героической борьбы русского народа против Наполеона, во время революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантами русского народа. Высокообразованный и интеллигентный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. […]...
- История создания комедии Грибоедова “Горе от ума” Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие друг перед другом поклонение всему иностранному присущее высшему свету того времени в Москве, очень раздражало образованного и умного Грибоедова. Наблюдая на балу, как большинство представителей […]...
- Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов сумел преодолеть рамки классицизма и создал первую в русской литературе реалистическую пьесу. “Горе от ума” – социально-политическая комедия. В ней поставлены насущные проблемы, волновавшие общественность в 20-е годы XIX века. В произведении отражена правдивая картина […]...
- Афоризмы и крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” …Почти все стихи комедии Грибоедова Сделались пословицами. В. Одоевский Почти два века прошло со времени создания бессмертной комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, но мы по-прежнему зачитываемся ею. Свежий, сочный, яркий, образный язык не дает устареть бесценному произведению русской литературы. Показателем истинной народности комедии является то, что, не успев выйти из-под пера автора, она […]...
- Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма […]...
- Герой времени в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (2) Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе – свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы. Они сразу почувствовали ее революционный пафос и остроту идей. Для них комедия явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств. В пьесе нашла широкое отражение […]...
- Чацкий – образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Чацкий начинает новый век – ив этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя […]...
- План сочинения: Кто умен в комедии Грибоедова “Горе от ума”? Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”? I. Вступление Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен- умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедова: “В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здравомыслящего человека”. Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии представлены разные типы […]...
- План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова “Горе от ума” Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” I. Вступление Образ Софьи – один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин (“Софья очерчена неясно…”). II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья – девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии […]...
- Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Горе от ума Грибоедов А. С “Горе от ума” – первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности. Выразителем авторских взглядов и носителем “положительной программы” в пьесе является се главный герой – Чацкий. В этом его сходство с традиционными героями-резонерами просветительских “классических” комедий. В своих пространных монологах Чацкий обличает и высмеивает социальное зло […]...
- Традиционное и новаторское в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Художественный строй комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” создавался па стыке литературных эпох. В “переходном” состоянии находилась русская культура в целом. На сцене господствовали принципы, выработанные эстетикой классицизма. В поэзии шло бурное развитие романтического направления. Сохраняли значение и многие идеи Просвещения, утвердившись в сознании людей в качестве неоспоримых ценностей. В “Горе от ума” все […]...
- Проблема ума в комедии А. Грибоедова “Горе от ума” В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, ее тематике и образной системе. Замысел пьесы не был изначально таким, каким он представляется нам сегодня. Грибоедов создал много версий своего произведения. И первоначально название […]...
- Видит ли автор в Чацком “идеального” героя? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Видит ли автор в Чацком “идеального” героя? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Александр Сергеевич Грибоедов – один из величайших умов своей эпохи, видный политический деятель, вошедший в русскую литературу как автор одного произведения. Но свою пьесу он назвал “Горе от ума”, уже в само название вынося острую, “не комедийную” проблему XIX века. […]...
- Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” на тему “Век нынешний и век грядущий” Александр Сергеевич Грибоедов – известный и талантливый драматург. Самое известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова комедия “Горе от ума”. Грибоедов создал великолепную картину нравов своего времени, всех веяний, социальных и духовных течений, контраста нового, молодого поколения и консервативного старого. Эпоха Александра Грибоедова – это время перемен. Время, когда в обществе появлялись подобные Чацкому “новые люди” – […]...
- Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение […]...
- Язык комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: “Я как живу, так и пишу свободно и свободно”, создал произведение, ознаменовавшее становление нового для русской литературы XIX века, реалистического художественного стиля. Грибоедов говорил также, что […]...
- Своеобразие конфликта комедии “Горе от ума” Грибоедова Комедия Грибоедова “Горе от ума”, беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвено показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи. О конфликте “Горе от ума” до сих пор идут споры между […]...
- Что скрывается за названием комедии “Горе от ума” Александра Грибоедова Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее по тем временам заглавие. На первый взгляд высказывание “горе от ума” – это парадокс, что сразу же и настораживает читателя, как бы подталкивает его к мысли о том, что за приевшимся словом “комедия” должно скрываться нечто большее, чем пьеска в […]...