Главная ⇒ 📌Сочинения по литературе ⇒ Стилистика повестей Н. В. Гоголя
Стилистика повестей Н. В. Гоголя
В веселом комизме и юморе “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Белинский увидел полноту жизни, ее правдивое изображение: “Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием: мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни. Здесь поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами.
Однако ж эти оригиналы – не его выдумка, они смешны не по его прихоти: поэт строго верен в них действительности. И поэтому всякое лицо говорит
В своих повестях Гоголь показал с особой наглядностью значение обращения к языку народа. Праздничность, яркая живопись “Вечеров…”, их лукавый и задорный юмор, их лирическая поэтичность – все это показывает языковое мастерство писателя. Желая подчеркнуть народный характер своих повестей, Гоголь делает их собирателем старика пасичника Рудого Панька.
Этот образ служит не только для объединения повестей – он придает им внутреннее единство, характеризует народное, безыскусное
В “Пропавшей грамоте” и в “Заколдованном месте” рассказ ведется от лица дьячка Фомы Григорьевича. Его рассказ обильно уснащен разговорными оборотами, комическими сопоставлениями и сравнениями.
Гоголь, как художник, пользовался богатейшими возможностями на родной речи, расширяя границы литературного языка, придавая ему разнообразие и яркость живой речи. Однако писатель не стремился к уснащению своего языка словами местного происхождения, к обилию украинских слов – он пользовался прежде всего основным словарным фондом русского языка. Гоголь сумел стать подлинным живописцем речи, с удивительной точностью и выразительностью рисуя средствами языка характер, профессию, социальное положение своих героев.
Яркая народная речь “Вечеров на хуторе…” внесла ценный вклад в развитие русского литературного языка. Пленительные картины украинской природы, образы представителей украинского народа, показанные Гоголем в этой книге, вдохновили крупнейших русских художников и композиторов на создание замечательных произведений: опер Чайковского “Черевички”, Римского-Корсакова “Майская ночь”, Мусоргского “Сорочинская ярмарка”, картин и иллюстраций Репина, Маковского, Крамского и других выдающихся русских художников.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Что, по мысли Белинского, характерно для повестей Гоголя? “Эта простота вымысла, эта нагота действия, эта. скудость драматизма, самая эта мелочность и обыкновенность описываемых автором происшествий – суть верные, не обманчивые признаки творчества; это поэзия реальная, поэзия жизни действительной…” И далее критик подчеркивает новаторство молодого писателя: он изображает обыкновенное в жизни, умея находить поэзию в действительности, а это и есть свидетельство громадного таланта – […]...
- Замысел цикла повестей об Украине Гоголя Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о “Вечерах”. Пушкин писал издателю “Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”: “Сейчас прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, […]...
- Своеобразие “украинских” повестей Гоголя Творчество писателя начиналось в русле достижений русского и европейского романтизма. Гоголь ощущал себя русским писателем, разделяя искания Пушкина и его круга в области национальности и народности искусства, с его именем связано целое направление русской литературы. Вместе с тем, создавая свои первые сборники, он обратился к глубинным истокам украинской культуры – фольклору, образцам старинной и новой […]...
- Сочетание трагедии и комизма, реальности и фантастики в сборнике повестей “Миргород” Н. В. Гоголя 1. Отголоски древних легенд и сказок в “Вие”. 2. Историческое прошлое Украины в “Тарасе Бульбе”. 3. Современная автору реальность в повестях. 4. Особенности композиции сборника “Миргород”. Сборник повестей “Миргород” Н. В. Гоголя имеет подзаголовок “Повести, служащие продолжением “Вечеров на хуторе близ Диканьки””. Действительно, легко заметить общие черты этих двух сборников: в обоих события развиваются на […]...
- Разбор произведений Гоголя “Вечера на хуторе близь Диканьки” В 1831 – 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, “панской” литературе с ее чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие […]...
- Проблема смысла человеческой жизни в сборнике повестей Н. В. Гоголя “Миргород” 1. Общественно-политическая ситуация в стране. 2. Однообразная жизнь старосветских помещиков. 3. Героизм и самоотверженность казаков. 4. Искушенность Хомы. 5. Жалкое существование чиновников. В первой половине XIX столетия для представителей творческой интеллигенции наступили тяжелые времена. Декабристское восстание было жестоко подавлено. Самые лучшие молодые силы отправлены в ссылку. В общественном сознании укоренился непреодолимый страх перед вольнодумством. А. […]...
- Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой “натуральной школы” 40-х годов. “Натуральная школа”, сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей, объединялась тем, что в центр внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явилось, во-первых, […]...
- Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались. Н. П. Анциферов Невозможно не обратить внимания на то, как подробно Гоголь описывает просторы Петербурга, в которых происходит действие. Сам город является одним из главных героев повестей. Для писателя этот город – живое существо со своим неясным характером, которое с […]...
- Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А. Пушкина (На примере одной из повестей) 4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 мая – Корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 Мая – погода ясная. 9 мая – дождь и снег. Тришка бит по погоде… Из записей А. Пушкина, “Календарь помещика” В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было […]...
- Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета (Н. Гоголь, “Портрет”) Намек о божественном, небесном заключен Для человека в искусстве, и потому одному Оно уже выше всего… Н. Гоголь, “Портрет” Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой […]...
- Художественные особенности творчества Гоголя Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и “маленького человека”, жителя петербургских углов. […]...
- Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Пушкину, создателю образа Белкина, с его простодушием и лукавством, автору повестей, пронизанных иронией и юмором, был близок юмор Гоголя. Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Почему его не пленило простодушие и лукавство Белкина? Почему Белинский не понял “Повестей Белкина”, почему не поддержал Пушкина в его решительном и смелом обновлении русской прозы, почему присоединился […]...
- Стилистика повести Л. Н. Толстого “Казаки Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикой, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода. Л. Толстой Поиски верного тона повествования были в процессе работы Л. Н. Толстого над “Казаками” особенно напряженными. С самого начала повесть создавалась в полемике с романтическими […]...
- Стилистика стихотворений Тютчева То, что мы условно называли “долгим, удлиненным” словом, – характерная черта стилистики Ф. И. Тютчева. О ее осознанности свидетельствует не только употребление естественных многосложных слов, но и “искусственно” многосложных. У Тютчева часто случаи “словосложения”, употребления сложносоставных слов: И все для сердца и для глаз Так было холодно и бесцветно, Так было грустно-безответно, Но чья-то песнь […]...
- Изучение повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” в 10-м классе Рабочие материалы для учителя Из истории создания повести “Невский проспект” впервые был опубликован в сборнике “Арабески” (1835), получившем высокую оценку В. Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки” (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски “Невского проспекта” вместе с черновыми записями “Ночи перед Рождеством” […]...
- Анализ цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя Первая книга “Вечеров на хуторе близ Диканьки” вышла в свет в 1831 г., вторая – в 1832 г. В “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Гоголь обратился к Украине. В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную поэзию и воссоздал ее в своих повестях. Жизнь народа раскрывается здесь в ее различных проявлениях: есть здесь […]...
- Историческая тема повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Гоголя привлекает такое состояние национальной жизни, когда она, несмотря на внутренние конфликты, способна вдохновиться одной идеей, общим историческим делом. В “Тарасе Бульбе” – это борьба Украины с иноземцами в период становления ее государственности. Тарас Бульба – национальный герой, “представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни” (В. Г. Белинский). Гоголь создает эпическое […]...
- Художественные особенности в творчестве Гоголя Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и “маленького человека”, жителя […]...
- Образ Оксаны в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” (“Вечера на хуторе близ Диканьки”) Я с большим интересом прочитала повесть Н. В. Гоголя ” Ночь перед рождеством “. В ней много сказочных событий, смешных приключений. Из всех героев повести хочу выделить Оксану, ее отношение с Вакулей. В начале повести Оксана – юная беззаботная. насмешливая и ветреная девушка. ” Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда, […]...
- Сочинение на тему: “Роман или несколько повестей”(По роману “Герой нашего времени”М. Ю. Лермонтова) В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над “Героем нашего времени”. “Бэла” и “Тамань” были опубликованы в виде отдельных повестей, когда еще роман не был дописан. Когда вслед за ними в “Отечественных записках” появилась повесть “Фаталист”, редакция сообщила, что автор скоро издаст “собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных”. Читатели ждали именно сборник повестей, […]...
- Стилистика и риторика художественного текста Материалы к занятиям спецкурса по русской литературе второй половины XIX века. 10-й класс Занятие А Скрытый психологизм как черта ранней прозы И. С. Тургенева (по рассказу “Бурмистр”) Цель занятия. Осмыслить роль “Записок охотника” в становлении Тургенева-прозаика, романиста, совместившего и примирившего в своем творчестве прозу (“простоту”) и поэзию (“сложность”), показать это через природу приема “скрытого психологизма” […]...
- Стилистика и художественность поэмы поэме “Реквием” Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын, жутким ударом, “каменным словом” прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями, затем почти двадцать лет ожидания сына. Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит постановление […]...
- Основная идея повестей Марлинского (Бестужева) Основная идея повестей Марлинского из современной жизни – отрицание общественного уклада, который подавляет и уродует человеческую личность. В повести “Фрегат “Надежда”” (1833) он рисует “бесхарактерный ледяной свет, в котором под словом не дороешься мысли, как под орденами – сердца, свет, это сборище пустых и самовлюбленных людей”. Марлинский противопоставляет дворянскому обществу двух благородных, полных внутреннего достоинства, […]...
- Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в цикле повестей “Арабески” Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в некоторых своих существенных чертах было близко к впечатлениям, какие вызвал он у Белинского, приехавшего в северную столицу через четыре года после выхода в свет “Невского проспекта” и “Портрета”. Однако в пестром бурном течении петербургской жизни писатель увидел не только чинолюбие и чинопочитание, но и рождение, рост капиталистических начал. Он широко […]...
- Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей “Дубровский” и “Капитанская дочка”) Многие писатели рассматривали в своих произведениях женские образы, пытались выявить сущность женщин и их истинный характер. Однако, на мой взгляд, А. С. Пушкин добился в этом самого большого успеха. В своей исторической прозе писатель рассматривает женский характер очень подробно, выявляя его главные черты. Особенно ясно это можно увидеть в образах Марьи Кириловны Троекуровой и Маши […]...
- Особенности построения сюжета повестей и романов Тургенева Основные эпизоды сюжета, посвященные изображению душевных переживаний главных героев, их любовным сближениям и встречам, не могут быть ни особенно многочисленны, ни велики по объему вследствие сосредоточенной и созерцательной эмоциональности содержания и лирического тона повествования. Эпизоды же второстепенные, содержащие бытовые характеристики среды и мотивирующие основной ход событий, не занимают у Тургенева, как уже отмечалось, значительного места […]...
- Гротеск и фантастическое начало в ранних произведениях Гоголя С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям. Тематика “Вечеров…” – характеры, духовные свойства, моральные […]...
- Характеристика произведения Н. В Гоголя “Мертвые души” В 1835 году Н. В. Гоголь начал работать над поэмой “Мертвые души”. Первоначально идея Гоголя-“показать хотя бы с одного бока всю Русь” постепенно перерастает в замысел, автор начинает:”Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”. Герцен говорил:” Мертвые души” потрясли всю Россию. В […]...
- Главная черта художественного стиля Гоголя Главная и самая постоянная черта гоголевского стиля – его словесная выразительность. Он писал, имея в виду не столько акустический эффект, оказываемый на ухо слушателя, сколько чувственный эффект, оказываемый на голосовой аппарат чтеца. От этого его проза так густа и насыщена. Она состоит из двух элементов, романтически контрастирующих и романтически крайних – высокой поэтической риторики и […]...
- Повести Н. В. Гоголя в цикле в “Миргород” Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в “Миргород”, были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя. Сборник “Миргород” во многом является продолжением первого сборника, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков (“Вий”, “Тарас Бульба”) и […]...
- Замысел “Книги повестей для юношества” Жуковского Само стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей (“Выбранные места из переписки с друзьями” Гоголя и “Мысли и замечания” Жуковского). Поэтому перевод “Одиссеи” был для Жуковского не только стремлением познакомить русских читателей с гомеровским эпосом или опытом воссоздания мира далекой древности. В истории Одиссея Жуковский выразил […]...
- Природа как главный герой повестей цикла “Записки охотника” Русский писатель И. С. Тургенев – автор замечательных романов и рассказов – провел свое детство в имении матери Спасском-Лутовинове, которое располагалось в живописнейшем месте Орловской губернии. “Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее, – вспоминал писатель. – Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне”. И действительно, […]...
- Мистика в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки” – самое народное, веселое и мистическое произведение Гоголя. Одно из ведущих мест среди художественных приемов, использованных в нем, занимает мистика. Известно, что сам писатель увлекался мистикой, верил в существование нечистой силы, был очень суеверным. В “Вечерах” он отразил эти народные верования в полной мере. Итак, “мистика” – это “вера в […]...
- Сюжет, герои, проблематика Повестей белкина А. С. Пушкина Сочинения по литературе: Сюжет, герои, проблематика Повестей белкина А. С. Пушкина В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача […]...
- Почему роман М. Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) К работе над “Героем нашего времени” М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 году, воодушевленный впечатлениями от Кавказа. Поначалу это были отдельные повести, объединенные лишь ключевым персонажем. Лермонтов публиковал повести по мере написания. В каждой имеется система образов и законченный сюжет, поэтому их можно считать отдельными произведениями. Первой появилась “Тамань”, за ней – “Фаталист”. Позже Михаил […]...
- Напишите сочинение, на тему смешное и страшное на страницах повестей ревизоргоголяяя) зарание спасибо! Сегодняшнее писательское искусство признает Н. В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным. Его “Петербургские повести” оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской […]...
- Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирическое отступление – внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя “Мертвые души” вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею. Тематика лирических отступлений разнообразна. “О […]...
- Идейно-художественное своеобразие “Повестей Белкина” Идейно-художественное своеобразие “Повестей Белкина” “Повести Белкина” задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие романтические сюжетные штампы и “переворачивает” их. Конфликт в “Станционном смотрителе” нарочито банален. Военный заезжает на постоялый двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой. По всем канонам романтической литературы история должна непременно закончиться трагически. Пушкин следует этой традиции […]...
- Описание утренней степи у Гоголя и июльского утра у Тургенева Великие русские писатели Гоголь и Тургенев в своих произведениях “Тарас Бульба” и “Бежин луг” описали прекрасное летнее утро. Эти художники слова жили в прошлом веке, но когда читаешь их описания, то кажется, что вместе с ними видели это утро совсем недавно. Оба автора дают описание от себя. И когда читаешь, то чувствуешь волнение, с которым […]...
- Крестьяне в поэме Гоголя “Мертвые души” Что представляет собой реальный мир “Мертвых душ”? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России. Реальный мир “Мертвых […]...