Стилистика повестей Н. В. Гоголя

В веселом комизме и юморе “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Белинский увидел полноту жизни, ее правдивое изображение: “Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием: мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни. Здесь поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами.

Однако ж эти оригиналы – не его выдумка, они смешны не по его прихоти: поэт строго верен в них действительности. И поэтому всякое лицо говорит

и действует у него в сфере своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится”.
В своих повестях Гоголь показал с особой наглядностью значение обращения к языку народа. Праздничность, яркая живопись “Вечеров…”, их лукавый и задорный юмор, их лирическая поэтичность – все это показывает языковое мастерство писателя. Желая подчеркнуть народный характер своих повестей, Гоголь делает их собирателем старика пасичника Рудого Панька.

Этот образ служит не только для объединения повестей – он придает им внутреннее единство, характеризует народное, безыскусное

восприятие мира, доверчивое простодушие и вместе с тем лукавую иронию, которой окрашивается все повествование.
В “Пропавшей грамоте” и в “Заколдованном месте” рассказ ведется от лица дьячка Фомы Григорьевича. Его рассказ обильно уснащен разговорными оборотами, комическими сопоставлениями и сравнениями.
Гоголь, как художник, пользовался богатейшими возможностями на родной речи, расширяя границы литературного языка, придавая ему разнообразие и яркость живой речи. Однако писатель не стремился к уснащению своего языка словами местного происхождения, к обилию украинских слов – он пользовался прежде всего основным словарным фондом русского языка. Гоголь сумел стать подлинным живописцем речи, с удивительной точностью и выразительностью рисуя средствами языка характер, профессию, социальное положение своих героев.
Яркая народная речь “Вечеров на хуторе…” внесла ценный вклад в развитие русского литературного языка. Пленительные картины украинской природы, образы представителей украинского народа, показанные Гоголем в этой книге, вдохновили крупнейших русских художников и композиторов на создание замечательных произведений: опер Чайковского “Черевички”, Римского-Корсакова “Майская ночь”, Мусоргского “Сорочинская ярмарка”, картин и иллюстраций Репина, Маковского, Крамского и других выдающихся русских художников.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стилистика повестей Н. В. Гоголя