Мои впечатления от “Божественной комедии” Данте Алигьери (“Ад”)



Итальянец Данте Алигьери – поэт, писатель, ученый и философ, создатель итальянского литературного языка, автор “Божественной комедии”, которую читают и комментируют до сих пор.
Данте известен во всем мире не только своим творчеством, но и своей великой любовью к Беатриче Портинари. Этой любовью, которая наполняла смыслом всю жизнь Данте, продиктована и его “Божественная комедия”.
Это действительно главное произведение всего творчества и всей жизни Данте. Так считал и сам Данте, и его современники, и потомки. О высокой оценке

этого произведения говорит эпитет “божественная”, который “Комедия” приобрела лишь многие годы спустя после смерти поэта. В “Божественной комедии” отражается вся эпоха раннего Возрождения в Италии.

Сам Данте писал, что его поэма многозначна, как Библия. Сюжет “Божественной комедии” прост, но прочитать его можно по-разному. Данте Алигьери после смерти возлюбленной Беатриче оказался в “сумрачном лесу” сомнений, терзаний и горя.

Чистота и любовь Беатриче удерживали его от грехов, но теперь грехи побеждают. Данте изображает это как собственную встречу с тремя дикими и ужасными

зверями, львом, пантерой и волчицей. И спасти от смерти в пасти этих зверей Данте может только Беатриче. Она просит у Бога, чтобы Данте еще при жизни показали, как мучаются в аду грешники, и тогда он перестанет грешить.

Проводником Данте по аду становится римский поэт Вергилий, которого Данте считает своим учителем в поэзии.
В поэме мы находим очень реальное и красочное описание ада. Это наиболее яркая часть “Божественной комедии”. С поверхности к центру Земли ведет глубокая воронка, стенки которой образуют девять кругов ада – царство дьявола и бесов.

Адская воронка образована падением Люцифера на Землю, когда в наказание за грех гордыни и восстание против власти Бога он был сброшен с небес.
И Данте вслед за Вергилием переправляется через подземную реку на ладье беса Харона вместе с душами мертвых грешников и спускается в самый низ ада, где находится сам Люцифер.
Когда я читала “Божественную комедию”, мне казалось, что все это я вижу своими глазами, вместе с Данте. Я вместе с ним боялась ужасных демонов. Но я переживала за грешников, потому что их мучения, по-моему, не соответствуют их грехам при жизни. Ведь ужас вечного наказания выражен Данте в словах, которые написаны на вратах в ад:
Я увожу к отверженным селеньям, Я увожу сквозь вековечный стон, Я увожу к погибшим поколеньям…
Древней меня лишь вечные созданья, И с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованья.
И сам Данте, для которого наказание грешников в аду было привычной мыслью, очень часто сочувствует многим из них.
Мне запомнились несколько эпизодов и героев из “Комедии”. Это трагическая история Франческе и Паоло, похожая на любовь Ромео и Джульетты, и Улисс (Одиссей), который, даже мучаясь в аду, выглядит как настоящий человек – сильный, смелый, любознательный.
Юная прекрасная Франческа была выдана замуж за хромого и уродливого старика, но полюбила его младшего брата Паоло, который был добр к ней:
Любовь сжигает нежные сердца…Любовь, любить велевшая любимым. Меня к нему так властно привлекла, Что этот плен ты видишь нерушимым. Любовь вдвоем на гибель нас вела…
Дух говорил, томимый страшным гнетом, Другой рыдал.
И Данте, для которого любовь к Беатриче тоже была чувством, освещающим его жизнь, жалел девушку и ее возлюбленного:
… Франческа, жалобе твоей Я со слезами внемлю, сострадая…… и мука их сердецМое чело покрыла смертным потом;И я упал, как падает мертвец.
Одиссея (Улисса у Данте) Бог наказывает за хитрость Троянского коня, из-за которого погибло много людей в Трое. Но Улисс гордится своими подвигами и ни в чем не раскаивается. Его главным качеством была любознательность, стремление к новому и неизведанному:
Земные чувства, их остаток скудныйОтдайте постиженью новизны, Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны:Вы созданы не для животной доли, Но к доблестям и к знанью рождены…
Данте делает рассказ о грешниках ада очень реалистичным. Он использует обычные слова, которые описывают его страх или гнев, а сравнения загробных сцен с реальными, обыденными делают его поэму еще страшнее и нагляднее. Так, например, бесов, топящих грешников в котлах с расплавленной смолой, Данте сравнивает с поварами, которые ловко действуют поварешками.
Данте – небеспристрастный человек, и он помещает в аду всех своих политических противников, некоторые из которых даже были еще живы в то время! Это, например, враг Данте Фарината дельи Уберти, чья могучая и несгибаемая мучениями душа вызывает уважение и Данте, и всех читателей. В поэме Данте внимательный читатель найдет не только рассуждения о смерти и мучениях, но и мысли, чувства, стремления итальянцев того времени (начала XIV в.).
Мне показалось, что люди не так уж сильно изменились за прошедшие столетия: мы и сегодня любим и причиняем боль, боремся, предаем; люди кончают с собой, завидуют, пьют и много едят. У всех нас есть свои недостатки и пороки. Но возможность увидеть свое отражение в старинной “Комедии” итальянца Данте Алигьери помогает сделать выводы и попытаться стать немножко лучше.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мои впечатления от “Божественной комедии” Данте Алигьери (“Ад”)