Краткое изложение кантика “Чистилище” и “Рай” в “Божественной комедии”



Чистилище начинается с антипургатория, где души готовятся к трудным испытаниям, пройдя сквозь которые они попадут в Рай. Охранником Чистилища есть Катон, ему Данте доверил суд над душами Чистилища (единый человек дохристианских пор, которого Данте не разместил в Аду). Катон был политическим деятелем Рима, совершил самоубийство, не желая подчиняться тирании, проявил гражданское мужество и любовь к свободе:
Ему свободы тоже даны желать
И ради нее жертвовать жизнью.

В “Чистилище” рассказ часто перерывается лирическими отступлениями; наиболее значительный из них – обращение Данте к современной Италии, которую раздирают междоусобицы:

Раба Италия!
Не госпожа земель – логово блудниц!

Чистилище отделено от Земного Рая стеной очистительного огня, который обжигает, но не наносит ущерб. С боязнью подходит Данте к огневой стене, но Вергилий говорит ему, что за стеной – Беатриче. Данте изображает надземные пространства Рая в виде девяти сфер: первое небо – Луны, второе – Меркурия, третье – Венеры, четвертое – Солнца, пятое – Марса, шестое –

Юпитера, седьмое – Сатурна, восьмое – незыблемых звезд, а девятое – хрустальное. Один из наиболее лиричных и вдохновенных эпизодов поэмы – полет Д, и Беатриче к первому небу – сферы Луны.

Поэт смотрит в глаза Беатриче, и начинает стремительное движение по вертикали, настолько быстрое, что выдается незыблемостью, поскольку скорость его предельная.

Среди райских пространств между Данте и его мудрой любимой возникают вполне земные разговоры, к ним принадлежат раздумья о свободе воли человека. “Дар наиболее дорогой оценки, Что добрый Бог в щедроте дал нам всем”, – объясняет Беатриче своему благородному почитателю:

Свобода воли и, что лишь самим
Всем умным предоставлена созданиям
И будет даваться только им.

Умные создания, как считает Беатриче, – одни из немногих, кто постиг высочайшую мудрость; познание является критерием ценности личности, а не принадлежность к знатному роду. Вместе с тем Данте с уважением относится и к последнему. В сфере Марса, между воинов, которые погибли в бою за справедливое дело, он встречает своего предка Каччагвиду, к которому относится с большим почетом.

Каччагвида ведет продолжительный разговор со своим правнуком, он пророчит ему изгнание из Флоренции и много бедствий скитальческой жизни. Здесь звучат знаменитые строк Данте:”

.узнаешь, какой соленый хлеб
Не свой, как тяжело восходит вниз иль вверх
По ступеням не своих без счета суток

Но это уже последняя скорбная сцена в Раю, дальше идут беседы поэта со святыми апостолами, встречается он и с праотцем Адамом, наконец, приближается к трону Пресвятой Девы Марии. Описанию Эмпиреев и райской розы посвящены последние песни: это место вечного света. И последняя строка поэмы – “Любовь, которая водит солнце и зори потолки”, основа, на которой стоит мир, – моральная сила, доброта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Краткое изложение кантика “Чистилище” и “Рай” в “Божественной комедии”