Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова?
Роман “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.
О Печорине читатели получают представление из разных источников. В первой главе “Бэла” Печорин показан глазами – отставного
В дневнике Печорина, куда входят “Тамань”, “Княжна Мэри” и “Фаталист”, герой проводит внутренний самоанализ. Но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. Немалую роль играют и пейзажные образы.
На мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава “Фаталист” является завершающей в произведении.
Во – первых, это обусловлено
Во – вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В “Фаталисте” офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой.
Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, “вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу”, поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь – разрушать судьбы и счастье других людей.
Таким образом, Лермонтов “подобно врачу ставит диагноз больному веку”, но “не указывает на способ излечения этой болезни”. Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…
- Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? (ЕГЭ по русскому) “Герой нашего времени” – это роман, содержащий пять глав. М. Ю. Лермонтов свое произведение писал в социально – психологической направленности. Все главы, представлены в форме отдельных повестей, которым свойственно не сюжетное расположение, а фабульное. Посредством данного приема автор сумел добиться наиболее полного изображения психологического портрета главного героя. Читатель благодаря этому смог с максимальной объективностью представить, […]...
- Анализ повести “Фаталист” с точки зрения “существует ли фатум?” (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) В первых четырех повестях романа показана обусловленность характера главного героя социальной средой. Нравственный облик Печорина сложился под влиянием жизненных обстоятельств. В повести “Фаталист”, идейно замыкающей Роман, поставлен и решен художественными средствами вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения […]...
- Почему роман М. Ю. Лермонтова называется “Герой нашего времени”? На мой взгляд, роман “Герой нашего времени” назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан со своей эпохой, с жизнью дворянства, с его отношением к миру. Лермонтов показывает нам человека, полного противоречий, но, тем не менее, находящегося в поиске истины. Но находит ли он то, что ищет? Нет, Печорин, подобно […]...
- Сочинение на тему: “Роман или несколько повестей”(По роману “Герой нашего времени”М. Ю. Лермонтова) В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над “Героем нашего времени”. “Бэла” и “Тамань” были опубликованы в виде отдельных повестей, когда еще роман не был дописан. Когда вслед за ними в “Отечественных записках” появилась повесть “Фаталист”, редакция сообщила, что автор скоро издаст “собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных”. Читатели ждали именно сборник повестей, […]...
- Пари Печорина с Вуличем в главе “Фаталист” романа Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею “лишних людей”. Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839-1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. “Фаталист” – это одна из самых сюжетно напряженных […]...
- Почему роман М. Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) К работе над “Героем нашего времени” М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 году, воодушевленный впечатлениями от Кавказа. Поначалу это были отдельные повести, объединенные лишь ключевым персонажем. Лермонтов публиковал повести по мере написания. В каждой имеется система образов и законченный сюжет, поэтому их можно считать отдельными произведениями. Первой появилась “Тамань”, за ней – “Фаталист”. Позже Михаил […]...
- Пари Печорина с Вуличем (Диализ главы “Фаталист” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа – поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей. Вопрос о свободе человеческой воли и предопределении, судьбе так или иначе рассматривается во […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Первый вариант) (План) История создания романа. (Начало работы – 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. “Бэла” и “Тамань” опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как Роман (сборник повестей). Но в 1840 году “Герой нашего времени” увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа – личность и время.) Первый […]...
- Сочинение: Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Во второй повести романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” “Максим Максимыч” происходит встреча Печорина со своим старым боевым товарищем на глазах основного повествователя – странствующего офицера. Из предшествующего рассказа Максима Максимыча о Печорине в первой повести “Бэла” мы получили некоторое представление о характере “героя нашего времени” и его взаимоотношениях с штабс-капитаном. Для того чтобы […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности “Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость […]...
- Почему, в нарушение хронологии, события, начинающие и заканчивающие роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, происходят в крепости? (ЕГЭ по русскому) Главным желанием М. Ю. Лермонтова в период создания “Героя нашего времени” стало исследование “истории души человеческой”, так как по его личному мнению, она может быть “…любопытнее и…полезнее истории народа”. Автором представлен не биографический роман, а скорее, роман-портрет. Достижение такой цели преследует сюжетно-композиционное построение произведения. Данное литературное творение представлено в форме пяти повестей, и каждой из […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как философский роман Своеобразной вершиной творчества М. Ю. Лермонтова, завершением краткого творческого пути, стал выход в свет его романа “Герой нашего времени”. Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видны черты самого автора. “Герой нашего времени” – первый в русской литературе социально-психологический и философский роман. Здесь общечеловеческие, вечные вопросы решаются применительно к личности главного героя. Какие же […]...
- Верил ли Печорин в предопределение? (по главе “Фаталист” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов пытается отразить духовные проблемы, волновавшие общество во времена создания произведения. Вопрос о “случае”, “судьбе”, “предопределении”, входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, положен в основу главы “Фаталист”. Итак, как же Печорин, яркий представитель современников Лермонтова, относился к данной проблеме и верил ли он в предопределение? […]...
- Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” первый философский романом Задача, которую автор ставил перед собой: рассказать о том, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания. Перед нами не просто портрет героя эпохи. Перед нами, как сказано в предисловии к “Журналу Печорина”, “история души человеческой”. В предисловии к роману Лермонтов говорил о типичности своего героя: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего […]...
- Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? В романе Лермонтова “Герой нашего времени” отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое строение служит особым художественным задачам: в частности, сначала мы видим Печорина глазами […]...
- Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Русская литература 1-й половины XIX века Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) М. Ю. Лермонтов писал роман “Герой нашего времени” с 1837 по 1840 годы. Это было “смутное время” для русского общества. Совсем недавно утихли взрывные страсти декабрьского восстания 1825 года, произошла смена власти, в стране началась […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Роман “Герой нашего времени” появился в столичных книжных магазинах в 1840 году. Публика отнеслась к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что “Герой нашего времени” – плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает “в преувеличенном виде презренный характер” главного героя, Григория […]...
- Фаталист. Анализ повести из романа “Герой нашего времени” Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова – П. А. Висковатова (1842-1905), “Фаталист”, списан с происшествия, бывшего в станице Черненной с Акимом Акимовичем Хастатовым, дядей Лермонтова: “По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым”. В. Х. Хохряков указывая на друга Лермонтова С. А. […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – “история души человеческой…” ПЛАН О чем Роман? (жанр, композиция) С какой целью нарушена хронологическая последовательность событий? Как должны быть расположены повести? Зачем понадобились три рассказчика? “Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе. В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее […]...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (на примере повести “Фаталист”) Известно, что сюжет “Фаталиста” был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов (не его ли чертами наделен Максим Максимыч в одноименной повести “Героя нашего времени”?) поведал поэту о своем не слишком приятном приключении. Однажды Хастатов чуть не был зарублен пьяными казаками в станице Червленой. Лермонтов подобное приключение, но с гораздо […]...
- Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова “Герой нашего времени” обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в изображении современника – “героя своего времени”, который, по замыслу автора, является умным, талантливым, духовно одаренным человеком, способным и мыслить, и чувствовать, по не нашедшим применения собственным “силам необъятным”. Читатель должен был увидеть Печорина в разных […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Второй вариант) “Герой нашего времени” – это одна из величайших драгоценностей русской литературы. Для русских писателей это произведение всегда было школой творческого мастерства. Читатели знакомились с романом постепенно. В процессе создания произведения Лермонтов публиковал Роман частями в журнале. Сначала в “Отечественных записках” была напечатана повесть “Бэла”, а затем – “Фаталист” и “Тамань”. Вскоре роман издается целиком, и […]...
- Краткое содержание Фаталист Герой нашего времени по главам в сокращении (Лермонтов М. Ю.) На квартире у начальника прифронтового гарнизона собралась картежная офицерская компания. Среди собравшихся офицеров завязался философский спор. Одни считали мусульманское поверье о том, что судьба каждого человека написана на небесах, сущим вздором. Другие соглашались с тем, что это действительно так. Поручик Вулич, фаталист по натуре, предложил спор о том, что если ему не суждено умереть сегодня, […]...
- Идейный замысел романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Лермонтов начал писать Роман в 1838 году. Через два года “Герой нашего времени” вышел отдельным изданием. В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в “Думе”: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, […]...
- Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе “Бэла” или “Максим Максимыч”? (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – один из первых русских психологических романов. Через образ главного героя романа, Григория Александровича Печорина, автор передает основные черты своих современников. Хотя важно отметить, что это не заурядная личность, а человек выдающийся, даже в чем-то исключительный. Роман состоит из нескольких повестей, расположенных не в хронологическом порядке, а следуя […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как нравственно-психологический роман в русской литературе XIX века Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” стоит у истоков русского психологического романа, высшие достижения которого связаны в XIX веке с именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. По словам Белинского, Лермонтов поставил “важный современный вопрос о внутреннем человеке”. И действительно, “история души человеческой”, а не внешняя, пусть и богатая событиями биография персонажа, является […]...
- Философский роман Лермонтова “Герой нашего времени” Печорин не просто так, только от скуки начинает “игру”, далеко не веселую. Он тоскует, жаждет любви сильной, чистой, бескорыстной. Но в то же время он не верит в любовь женщины. Он ожесточен прошлым опытом. Отсюда его злые сентенции, философствования вроде: “.. .женщины любят только тех, которых не знают”, или “нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин […]...
- Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Образ Печорина – главного героя романа “Герой нашего времени” – одно из главных открытий М. Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность считается результатом полученного героем светского воспитания, губительного влияния на него дворянской среды, сложной эпохи. Мне же кажется, что образ Печорина – это результат сочетания природного […]...
- Почему повесть “Княжна Мери” занимает центральное место в романе “Герой нашего времени”? Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Еще Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина, главного героя одноименного романа в стихах. Великий поэт показал, как влияет на Онегина окружающее его общество, как оно формирует характер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развивает эту традицию Пушкина, но если Онегин изображен со стороны, […]...
- Сочинение на тему: “Образ героя Печорина”(По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Знакомство читателя с Печориным происходит в повести “Бэла”. Рассказывает о нем Максим Максимыч, штабс-капитан, служивший с ним на Кавказе, искренне привязанный к Печорину. Максим Максимыч – человек добрый; трагедия любви, разочарованность Печорина трогают сердце капитана. Он восхищается героем, но понять Печорина не может: для него он “славный малый”, “но с большими странностями”. Максим Максимыч и […]...
- Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” в оценке В. Г. Белинского В статье, посвященной рассмотрению пафоса романа “Герой нашего времени”, Белинский отнес Лермонтова к числу таких “сильных художественных талантов”, которые являются среди окружающей их пустоты очень неожиданно. Интерес, возбужденный к Лермонтову несколькими стихотворениями, помещенными в “Отечественных записках”, окончательно утвердился после опубликования романа “Герой нашего времени”. Эта повесть написалась не из желания заинтересовать публику, а из глубокой […]...
- Характеристика героя Бэла, Герой нашего времени, Лермонтов Бэла Бэла – княжна, является дочкой мирного князя и сестрой юного Азамата. Похищенная своим же братом по просьбе офицера Печорина. Бэла – главная героиня первой повести романа. О ней и рассказывал Максим Максимыч. Бэла является горянкой, сохранившей в себе природную простоту чувств, стремление к воле и свободное проявление чувств. В Бэле ощущается сила внутреннего достоинства. […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – социально-психологический роман Созданием романа “Герой нашего времени” Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Как и его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годов XIX столетия. Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, […]...
- Печорин – герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) (Первый вариант) Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин – порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ […]...
- “Герой нашего времени” М, Ю. Лермонтова как психологический роман. Центральная проблема романа. Особенности композиции. Форма повествования 1. Психологическая картина общества в романе. 2. Какой вопрос занимает Печорина? 3. Композиция романа. В романе “Герой нашего времени” – первом большом социально-психологическом произведении в истории русской литературы – М. Ю. Лермонтов рассматривает социальные, нравственные и философские проблемы. Автор раскрывает перед читателем, как складываются взаимоотношения общества и такой неординарной личности, как его герой Григорий Александрович […]...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” роман с “грустной думой” Роман Лермонтова был не только “грустной думой” о времени, но и “грустной думой” о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с […]...
- Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” – первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, но логикой развития характера главного героя. Если располагать повести в хронологической последовательности, то их следовало бы разместить следующим образом: 1. “Тамань” (Печорин едет на Кавказ согласно назначению). […]...
- Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” “И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. М. Ю. Лермонтов План 1. Пленительная юность Бэлы в оценке Печорина и Азамата. 2. Гордая неприступность черкешенки. 3. Покоряющая щедрость любви. 4. Достойная дочь своего народа. Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами […]...
- “Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе В романе “Герой нашего времени” Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал “историю души человеческой”. При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды (“простой человек” Максим Максимыч, […]...
- Исследуя роман Лермонтова “Герой нашего времени” Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою. Но специально в предисловии к роману поэт писал, что Печорин – обобщенный, типичный образ, “портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего молодого поколения”. Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также […]...