“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов развил реали­стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор­чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче­ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал “историю души человеческой”. При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен­ной социальной среды (“простой человек” Максим Максимыч, “честные контрабандисты”, “дети гор”, “водяное

общество”).

Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото­ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по­ступки – самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха­рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод­нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. “Во мне два че­ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его”,

– говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере­ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика.

Больше всего это отно­сится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона­жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове­дение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного “узнавания”, когда герой дан то в восприятии Мак­сима Максимыча (через народное сознание), то “издателя” (близ­кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. “Герой нашего времени” состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”. Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по­следовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к журналу Печорина.

Смеще­ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих (“Бэла”, “Максим Максимыч”), затем дневник проясняет мотивы поступ­ков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину (“Бэла”) противопоставлена цельность душевно добро­го Максима Максимыча (“Максим Максимыч”); “честным кон­трабандистам” с их свободой чувств, поступков (“Тамань”) про­тивоположна условность “водяного общества” с его интригами, завистью (“Княжна Мери”), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда.

В “Фаталисте” ставится проблема противодействия человека судь­бе, т. е. его способности противостоять или даже бороться с предо­пределенностью рока.

В “Герое нашего времени” Лермонтов образом Печорина про­должил тему “лишних людей”, начатую Пушкиным. Печорин – типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния, в полном их развитии”.

Герой 1830-х годов – времени реакции после поражения де­кабристов – разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст­венное, что он ценит, – это собственная свобода. “Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам”.

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя.

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени – в условиях деспотизма, в “глухие годы” его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста.

Он убе­жден только в том, что “жить скучно и гадко”, а рождение – это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас­тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю­дям боль, страдания.

Все, кто сталкивается с Печориным, ста­новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч­ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе­ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав­ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры – единственного челове­ка, сумевшего понять его. Он осознает, что “невольно разыгры­вал жалкую роль палача или предателя”.

Печорин объясняет, почему он стал таким: “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”. Он оказался жертвой и социальной среды, и собст­венной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само­оценках.

Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге­дия героя в том, что он “не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве­ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе