«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное
Лермонтов создал социально-психологический роман, в котором судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.
Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки — самооценке. Лермонтов диалектически подходит к характерам героев, показывая психологическую сложность, неоднозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», —
Больше всего это относится, конечно, к изображению Печорина.
Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персонажами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить поведение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Максима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близкая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).
Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина.
Смещение событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно доброго Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным контрабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») противоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда.
В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судьбе, т. е. его способности противостоять или даже бороться с предопределенностью рока.
В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина продолжил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин — типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Герой 1830-х годов — времени реакции после поражения декабристов — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единственное, что он ценит, — это собственная свобода. «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».
Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя.
Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени — в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста.
Он убежден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение — это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерастают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым людям боль, страдания.
Все, кто сталкивается с Печориным, становятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привычной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключения он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о травме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры — единственного человека, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя».
Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собственной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в самооценках.
Никто не может осудить его строже, чем он сам. Трагедия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».