Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени»
Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою. Но специально в предисловии к роману поэт писал, что Печорин — обобщенный, типичный образ, «портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего молодого поколения».
Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также «бешено гонялся за удовольствиями жизни», когда «три дома на вечер зовут». Он, как и Онегин (может быть, даже в
Избавленные от нужды, толкающей к деятельности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие поступки могут навсегда лишить его возможности служить.
У Григория Александровича много привлекательного. Он человек начитанный, развитой, интересный и
Писатель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии, имеет успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окружающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастливым.
Но нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое дело (и любовь тоже) скоро утомляет и становится скучным.
То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему неинтересна преданность простой деревенской девушки.
Но зато он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Татьяны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает ревность Ленского.
И все, как известно, кончается трагически. В гораздо более сильной мере «умение» приносить любящим его людям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.
Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.
Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные явления, связанные с безвременьем, наступившим после декабристского движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов в «Думе»:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Именно путь без цели. Вот почему и Онегин, и Печорин не могут найти свое призвание. Помещенные в исключительные условия, эти люди потеряли тот внутренний двигатель, который и делает жизнь человека интересной. Не случайно обоими овладела «охота к перемене мест».
Мы не знаем, какова дальнейшая судьба Онегина, но Лермонтов кончает роман сценой, от которой сжимается сердце от обиды за бедного Максима Максимовича. «… Авось умру где-нибудь по дороге…», — говорит Печорин на прощанье. Предчувствия не обманули его.
То, что только угадывается в Онегине и кажется не столь уж странным, в Печорине получает окончательное развитие. В этом смысле он не только «младший брат» Онегина, но и «брат», в более совершенной степени отразивший родовые черты.
Герцен отмечал, что Печорин возвышается своим умом над окружающими, но все — таки остается «умной ненужностью», так как живет без цели. Тургенев правильно назвал Печорина «лишним человеком». Такое название закрепилось за Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным и некоторыми другими литературными героями 19 века.
Возможно, как и Пушкина, Лермонтова, тоже «года клонили к суровой прозе». Не случайно же он обращается к жанру романа в конце жизни. Но и в поэтической, и в прозаической форме Михаил Юрьевич продолжал описывать «гордого человека».
Всю жизнь воспевал писатель этого человека, этот мятежный дух. Сам юный, страстный, ненавидящий тиранию, он в образах Демона, Мцыри и других воспевал сильную натуру, ее смутные и манящие идеалы, романтическую ненависть к несправедливому порядку жизни, ее страдания и тоску, страстные мечты и мятежные порывы.
Несомненно, что — то от этих романтических героев осталось и в Печорине. Но так же, как легкий стих отличается от тяжеловесной прозы, отличаются эти бунтари по духу от бунтаря по стечению жизненных обстоятельств Печорина.
Когда я читал роман, мне было жалко Печорина. Да и невозможно равнодушно читать о том, как погибает гордая человеческая душа, как умный, благородный, любящий природу человек превращается в холодного, бездушного эгоиста, у которого не осталось ничего дорого, что еще могло бы быть чем — то связывать его с ней.
Печорин погибает. И это неизбежно. Жизнь стала ему в тягость.
Он устал и разочаровался в ней. А нам больно за него.