Известно, что сюжет «Фаталиста» был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов (не его ли чертами наделен Максим Максимыч в одноименной повести «Героя нашего времени»?) поведал поэту о своем не слишком приятном приключении. Однажды Хастатов чуть не был зарублен пьяными казаками в станице Червленой.
Лермонтов подобное приключение, но с гораздо более трагическими последствиями, заставил испытать своего поручика Вулича. Однако при этом в повесть он вложил скрытый евангельский смысл, открывающийся при внимательном чтении «Фаталиста».
Вспомним, как Вулич спорит с Печориным, «может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута», и в доказательство стреляет в себя из пистолета, но происходит осечка. Печорин, однако, предсказывает Вуличу скорую смерть, и в ту же ночь узнает, что поручик был зарублен пьяным казаком; который до этого гнался за свиньей и разрубил ее надвое. Обезумевший убийца заперся в избе, и Печорин, решив испытать судьбу, врывается к нему.
Пуля казака срывает эполет, но отважный офицер хватает стрелявшего за руки, и ворвавшиеся следом обезоруживают убийцу. Однако фаталистом Печорин все равно не делается. В финале повести он признается: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».
Лермонтов как бы продолжает евангельскую притчу о бесах, которые, выйдя из человека («бесноватого»), .вошли в стадо свиней. Стадо затем бросилось с обрыва и погибло (Лук., VIII, 26-39). Разрубив свинью, казак выпустил прежде вошедшего в нее беса наружу.
Этот бес овладел теперь душой казака, сделал его безумным (бесноватым) и толкнул на бессмысленное убийство. Именно бес
требует себе душу фаталиста Вулича, когда на вопрос поручика: «Кого ты, братец, ищешь?» — казак отвечает: «Тебя!» — и убивает несчастного. Тем самым Лермонтов говорит нам, что рукой судьбы, несущей гибель человеку, управляет не Бог, а дьявол. Бог же дает людям свободу воли, дабы те своими смелыми, решительными и расчетливыми действиями могли отвратить от себя дьявольский рок, как это удается Печорину в «Фаталисте».
В. Г. Белинский, лично знавший Лермонтова, главную черту его натуры определил как «презрение рока и предчувствие его неизбежности». Безусловно, поэт связывал судьбу с деятельностью не подвластных человеку сил, Бога и дьявола, однако оставил, наряду со скрытым, евангельским объяснением происшедшего с Вуличем, и вполне прозаическое истолкование случившегося устами старого бывалого офицера Максима Максимовича, следующим образом высказавшегося насчет предопределения судьбы: «Да-с! конечно-с! Это штука довольно мудреная!.. Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны, или не довольно крепко прижмешь пальцем».
Вероятно, поэт все-таки считал, что живая жизнь не исчерпывается одним только Божественным предопределением, хотя последнее и играет в ней существенную роль.
- Сочинение: Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по рассказу Максима Максимыча (повесть «Бэла»). Затем мы видим его глазами странствующего офицера (повесть «Максим Максимыч».) И наконец, когда в руки этого офицера попадает «Журнал Печорина», читатель может получить представление об ... Читать далее...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич Даже последняя гибельная дуэль Лермонтова кажется случайностью и ребячеством, неожиданно трагическим следствием обычной в юнкерской среде школярской шалости. Но все мы вослед за замечательной, героической бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой любим трудного гениального ребенка российской словесности, с детских лет приросли к нему болеющей, неравнодушной душой. Ибо видим, как юный поэт одинок, несчастлив и беззащитен, что он ... Читать далее...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи и ее «пороков», собирательный образ которых представлен в лице главного героя — Григория Александровича Печорина. Переходя непосредственно к теме судьбы в романе, считаю необходимым хотя ... Читать далее...
- Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов поставил своей задачей всесторонне раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Образ Печорина сначала предполагал автобиографическую канву. Но постепенно он наполнился другим содержанием, вылился в центральную проблему романа — проблему человека и эпохи. Характер Печорина стал отражением ... Читать далее...
- Краткое изложение второй части «Герой Нашего Времени». Фаталист Однажды Печорин жил несколько недель в казачьей станице, где за столом зашел странный разговор об одном из мусульманских поверий, будто бы судьба человека предопределена небесами. Офицеры, каждый по своему, высказывались за и против, но неожиданно один из них, серб, поручик Вулич, вызвался «испробовать на себе, может ли человек…располагать своей жизнью или каждому… назначена роковая минута». ... Читать далее...
- Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени» Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова — П. А. Висковатова (1842-1905), «Фаталист», списан с происшествия, бывшего в станице Черненной с Акимом Акимовичем Хастатовым, дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым». В. Х. Хохряков указывая на друга Лермонтова С. А. ... Читать далее...
- Почему глава «Фаталист» завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова «Герой нашего времени») Основная проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени» четко определена автором в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его понимает». Его герой — «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Внутренний мир персонажа раскрывается в его непосредтвенном развитии, во всей последовательности происходящих в жизни героя событий. «История души человеческой…» — способ раскрытия внутреннего мира героя. ... Читать далее...
- Верил ли Печорин в предопределение? (по главе «Фаталист» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов пытается отразить духовные проблемы, волновавшие общество во времена создания произведения. Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, положен в основу главы «Фаталист». Итак, как же Печорин, яркий представитель современников Лермонтова, относился к данной проблеме и верил ли он в предопределение? ... Читать далее...
- Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени» Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени. «Фаталист» до сих пор остается самой ... Читать далее...
- Проблема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман Лермонтова «герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа — поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей. Проблема действия как в социальном, так и философском плане была одной из важнейших ... Читать далее...
- Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Анализ эпизода из главы «Фаталист») Когда-то Набоков (который, думается, во многом продолжил и углубил Лермонтова) говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никакого связующего звена, то жить было бы слишком страшно и безнадежно. Этим связующим звеном, возможно, и является в «Герое нашего времени» игра судьбы с человеком. В ... Читать далее...
- Пари Печорина с Вуличем (Диализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа — поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей. Вопрос о свободе человеческой воли и предопределении, судьбе так или иначе рассматривается во ... Читать далее...
- Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» План Понимание темы судьбы Печориным Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы Понимание роли судьбы героями романа Тема судьбы в романе » Герой нашего времени » является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов ... Читать далее...
- Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа Лермонтова «Герой нашего времени» Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839-1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» — это одна из самых сюжетно напряженных ... Читать далее...
- Тема сочинения судьбы и доли в романе «Герой нашего времени» Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» звучит на протяжении всех глав книги. В «Тамани» Печорин задумывается, с чего бы это его судьба закинула в компанию контрабандистов. В «Княжне Мэре» он радовался, что судьба послала ему ради развлечения Грушницкого, а позднее Печорин писал в своем дневнике: «…судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм… ... Читать далее...
- Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Глава начинается с рассказа о пари Печорина и Вулича. В этом споре Вулич доказывает существование предначертания свыше. Он стреляет в себя из заряженного пистолета, но в результате осечки он остается в живых. Что это: игра случая или судьба? Печорин уверен, что судьба. Именно эта его уверенность способствует появлению ощущения, что это происшествие не конец, а ... Читать далее...
- Фаталист ли Печорин? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») «Герой нашего времени» — роман одного героя. Образ Печорина собирателен, как говорит сам Лермонтов, он состоит из «пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Следует обратить внимание на композицию романа. Он состоит из пяти самостоятельных частей, объединенных главным героем, которые автор предлагает нам изучить не в хронологическом порядке, а в том, который лучше раскрывает ... Читать далее...
- Анализ повести «Фаталист» с точки зрения «существует ли фатум?» (по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова) В первых четырех повестях романа показана обусловленность характера главного героя социальной средой. Нравственный облик Печорина сложился под влиянием жизненных обстоятельств. В повести «Фаталист», идейно замыкающей Роман, поставлен и решен художественными средствами вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения ... Читать далее...
- Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (ЕГЭ по русскому) «Герой нашего времени» — это роман, содержащий пять глав. М. Ю. Лермонтов свое произведение писал в социально — психологической направленности. Все главы, представлены в форме отдельных повестей, которым свойственно не сюжетное расположение, а фабульное. Посредством данного приема автор сумел добиться наиболее полного изображения психологического портрета главного героя. Читатель благодаря этому смог с максимальной объективностью представить, ... Читать далее...
- Новелла Фаталист. Герой нашего времени. (Лермонтов М. Ю.) Фаталист.- Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1812-1905), «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленпой с (Акимом Акимовичем.- И. Ч.) Хастатовым», дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым». Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. ... Читать далее...
- Неотвратимость судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1. Судьба человека написана на небесах. 2. Противоречивые предположения о событиях. 3. Вера в изменение жизненных обстоятельств. Повороты судьбы невозможно предугадать. Они делают нашу жизнь совершенно другой. Кому-то предоставляется шанс по-новому взглянуть на прожитые годы, а кому-то они дают возможность начать жизнь с нового листа. Однако есть такие люди, как гадалки, которые могут предсказать будущее. ... Читать далее...
- Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова? Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это произведение социально — психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя — Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер. О Печорине читатели получают ... Читать далее...
- Раздумья о жизни и смерти в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие. Такие раздумья являются составляющей всех великих произведений литературы и искусства. В романе «Герой нашего времени», составленного из рассказов разных людей, Лермонтов подает и их представления ... Читать далее...
- Тема судьба поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Тема судьбы поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени». К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? М. Ю. Лермонтов. Монолог. Юность Лермонтова пришлась на время, которое принято называть «эпохой безвременья». Это очень сложный период в истории России, основным признаком его было отсутствие общественных идеалов. Декабристы ... Читать далее...
- Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Система образов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского замысла через образ главного героя. Однако второстепенные персонажи самоценны, имеют вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы. Тема судьбы, предопределения и свободы воли выступает главной в лермонтовском произведении и отражает одну из граней авторского замысла. ... Читать далее...
- Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе «Герой нашего времени» он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится «лишним человеком». Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина ... Читать далее...
- Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман «Герой нашего времени» — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман — это портрет «не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания. Это были тяжелые ... Читать далее...
- Печорин и его двойники в романе (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Главный герой произведения — Григорий Александрович Печорин. Это очень неординарная, необычная, сложная личность. Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими ... Читать далее...
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Роль каждой повести в романе Композиция — это расположение, строение произведения. Роман (бессмертное произведение) «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого. Особенность композиции в том, что отдельные повести расположены не в хронологическом порядке (т. е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть ... Читать далее...
- Анализ дуэли Печорина с Грушницким в романе Герой нашего времени Лермонтова После написания романа «Герой нашего времени», Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким. Печорин и Грушницкий — трудно их назвать друзьями, но они были товарищами или приятелями. Их объединяла служба и похожий образ жизни, однако они были очень разными, и автор представляет их нам чуть ли ... Читать далее...
- Краткое содержание Фаталист Герой нашего времени по главам в сокращении (Лермонтов М. Ю.) На квартире у начальника прифронтового гарнизона собралась картежная офицерская компания. Среди собравшихся офицеров завязался философский спор. Одни считали мусульманское поверье о том, что судьба каждого человека написана на небесах, сущим вздором. Другие соглашались с тем, что это действительно так. Поручик Вулич, фаталист по натуре, предложил спор о том, что если ему не суждено умереть сегодня, ... Читать далее...
- Роман «Герой нашего времени» — шедевр русской литературы. Особенности стиля Лермонтова (на примере одной из сцен) Безусловно, «Героя нашего времени» можно отнести к шедеврам русской литературы XIX века. Самой интересной и загадочной личностью, естественно, является главный герой повестей — Печорин. Характерный эпизод романа: «- Скажи мне, однако, как твои дела с нею?.. Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать, — и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться ... Читать далее...
- Любимые страницы Фаталист по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) М. Ю. Лермонтов является одним из моих любимых деятелей русской литературы. В его произведениях прочитывается редкий сентиментализм, который проявляется, главным образом, в разочаровании в действительности, неустанном стремлении к идеалу свободной и мятежной личности, а позже — и в мечте о душевном покое («Мцыри», «Дума», «Молитва», «Пророк»). В романе «Герой нашего времени» как нельзя точно выражена ... Читать далее...
- Героини нашего времени. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Нет ничего на свете прекраснее женщины. Тютчев Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче — на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою ... Читать далее...
- Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») План I. Интерес к вечным тайнам. II. Проблема фатализма в романе. 1. Нравственный характер проблемы судьбы. 2. Значение слова «судьба» для Печорина. 3. Игры с судьбой. 4. Представитель своего поколения. III. Проблема, не имеющая решения. Я люблю сомневаться во всем… М. ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лермонтова — роман «Герой нашего времени». Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время — это эпоха 30-х годов XIX столетия, в которые жил и творил сам автор. Эпоха, наполненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценностей сталкивались с невозможностью ... Читать далее...
- Тема любовного соперничества в русской литературе (На примере произведений А. С. Грибоедова «Горе от ума», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», И. С. Тургенева «Отцы и дети») 1. Соперничество Чацкого и Молчалина. 2. Взаимоотношения княжны Мери, Печорина и Грушницкого. 3. Столкновение Павла Кирсанова и Евгения Базарова. Говорить о любовном соперничестве применительно ко многим произведениям русской литературы можно лишь с большой долей условности. На самом деле мы же не можем сказать, что Онегин и Ленский соперничали из-за Ольги? То есть, Ленскому-то, конечно, дело ... Читать далее...
- Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин — отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого века». Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета ... Читать далее...
- Особенности трактовки образа «героя времени» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Проблема личности — центральная в творчестве Лермонтова. С середины 1830-х годов он мучительно ищет героя, который мог бы воплотить в себе черты личности человека его поколения, «героя времени». Но насколько Григорий Александрович Печорин — центральный образ романа, многозначительно названного «Герой нашего времени», — соответствует тому, что понимается под этим определением? Сам автор в Предисловии к ... Читать далее...
- Какие философские проблемы поставлены в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? Какие философские проблемы поставлены в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поставлены различные философские вопросы. Во-первых, проблема взаимодействия человека и природы. Как всегда, у Лермонтова природа здесь — доброе, благодатное начало, она целительна для измученной души героя. Печорин в романе способен тонко чувствовать и понимать природу. Вспомним, как ... Читать далее...
Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на примере повести «Фаталист»)