«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как нравственно-психологический роман в русской литературе XIX века

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» стоит у истоков русского психологического романа, высшие достижения которого связаны в XIX
веке с именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
По словам Белинского, Лермонтов поставил «важный современный вопрос о внутреннем человеке». И действительно, «история души человеческой», а не внешняя, пусть и
богатая событиями биография персонажа, является сюжетным и идейным центром
произведения.
Авторский взгляд улавливает тончайшие взаимно переходы мыслей, оттенки настроений,

/> тонкости переживаний своих героев, часто состоящие из разнонаправленных
психологических движений. Новаторство творческой манеры Лермонтова заключается в
том, что он не скрывает от читателя самих способов, «механизмов» постижения этих
внутренних, скрытых от постороннего глаза глубин человеческого «я».
Лермонтов говорит о многослойности человеческого характера, о его сложной и противоречивой структуре. В личности Печорина он выделяет первичную основу — добрые задатки, заложенные природой: герой всегда искренен (даже когда это ему не выгодно), пытлив, способен на сострадание,
энергичен, обладает высоким интеллектом. Однако в реальной жизни, в которой так много значат социальное положение человека, воспитание и условности, с которыми должно считаться, добро легко уживается со злом: тщеславием, ненасытной гордостью, желанием властвовать над другими и утвердить свое превосходство любыми средствами.
Все это мы видим в характере центрального персонажа, построенном по принципу обнажения и сближения психологических полярностей. Не случайно Печорина называют «странным» человеком. Эта странность основывается на неожиданности и противоречивости его привычек и поведения: смешное кажется грустным, грустное вызывает смех, в душе одновременно уживаются сострадание и жестокость.
Оригинальным и сугубо личным «изобретением» писателя является впервые примененная в романе «перекрестная» характеристика персонажей, выраженная в том, что центральная фигура Печорина как бы просвечивается через сопоставление со столь же самостоятельными, но все же «проходящими» образами горцев, Максима Максимыча, Вернера, Грушницкого, Веры, княжны Мери. Живущие собственной жизнью, эти и Другие персонажи романа оттеняют важные черты характера главного героя. Так, Грушницкий, сам того не ведая, выступает в роли карикатурного подобия Печорина, и тот, видя в этом Искаженном «зеркале» самого себя, получает возможность более объективно
оцепить свои поступки. «Одни скажут: он был Добрый малый, другие — мерзавец. И то и-
другое будет ложно». Но проигрывая или уступая в чем-то окружающим, главный герой
одновременно выигрывает в другом.
«Честные» контрабандисты, не задумываясь, бросают на произвол судьбы слепого мальчика; Бэла не замечает преданности Максима Максимыча, чем до глубины души ранит его, Азамат легко соглашается предать сестру, готовя ей преждевременную гибель; даже Максим Максимыч, «золотое сердце» (Белинский), примиряется со злом, когда видит
невозможность борьбы с ним. Печорин интеллектуально возвышается над средой, но
отклонение от идеалов человечности стало всеобщим. Поэтому утрата «благородных
стремлений», «приманки страстей, пустых и неблагодарных» обрекают Печорина на «жадную роль палача и предателя».
Можно считать также, что Лермонтовым впервые в качестве средства психологического
анализа применен принцип ступенчатой композиции. Сначала образ героя дается
через восприятие Максима Максимыча: это оценка, идущая от человека иных социальных
и нравственных представлений, как бы извне. Затем происходит непосредственная встреча
Печорина с издателем, который не только замечает «странное» в облике и поведении
персонажа, но и стремится объяснить его. Наконец, три последние повести («Тамань»,
«Княжна Мери», «Фаталист»), являющиеся «исповедью» Печорина, предоставляют слово самому персонажу. Путем перекрещивания различных точек зрения, различных позиций, в чем-то совпадающих, но еще более не совпадающих друг с другом, воссоздается многогранность внутреннего мира личности.
И еще одно: в тексте романа встречается слово «диалектика», употребленное Лермонтовым в его рассуждениях о своеобразии женских характеров. Еще в большей степени это понятие приложимо к главному герою. В данном случае диалектика означает
раздвоение, одновременное существование противоположных начал, находящихся в
состоянии постоянной борьбы и соперничества. Именно душевная раздвоенность Печорина определяет сюжетную основу повествования, его поступки, от которых, в свою очередь, зависят судьбы других героев произведения.
Психологический анализ важен для Лермонтова не сам по себе, а как способ решения нравственно-философских проблем. Познание человеком внутреннего «я» является необходимым моментом самопознания личности, выражает стремление найти смысл и цель жизни, стать лучше и нравственно чище. В разговоре с Вернером Печорин признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его, первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а торой… второй?..»
Лермонтовский герой ответа на этот вопрос не нашел. Но на тяжкий «путь познанья и сомненья» вслед за Печориным встанут потом герои Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Автор «Войны и мира» раскроет непосредственную связь «диалектики души» с процессом нравственного самосовершенствования.

А в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых» трагедия душевной раздвоенности определит настрой всей русской жизни в ее самых глубинных основах.


«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как нравственно-психологический роман в русской литературе XIX века