Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Первый вариант) (План)

История создания романа. (Начало работы — 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. «Бэла» и «Тамань» опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как Роман (сборник повестей). Но в 1840 году «Герой нашего времени» увидел свет.

Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа — личность и время.) Первый в русской литературе психологический роман. (Последовательность событий, сюжетное повествование специально изменены. Цель автора — раскрыть характер Печорина.)

Хронология событий. («Тамань» — «Княжна Мери» (Печорин приезжает на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого) — «Бэла» (выслан в крепость после дуэли под начальство Максима Максимовича) — «Фаталист» (приезжает в казачью станицу, знакомится с Вуличем) — «Максим Максимыч» (после нескольких лет в Петербурге Печорин выходит в отставку, едет в Персию. В пути, во Владикавказе, встречается с Максимом Максимычем и странствующим офицером).

Возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Об этом — в предисловии к «Журналу Печорина».) Способы раскрытия

психологически сложного образа главного героя. Максим Максимыч (человек иной эпохи и мироощущения; понять Печорина не в состоянии; читатель заинтересован, но делать выводы о характере Печорина, только со слов Максима Максимыча не может); б) проезжий офицер, от лица которого идет повествование (человек одного круга с Печориным.

Через внешность пытается угадать характер героя. Этим суждениям доверяем); в) сам Печорин в «Журнале Печорина» с предисловием автора: характер Печорина — в заглавии книги. «История души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».) Как благодаря композиции раскрывается основная мысль романа? («Кольцевая» композиция подчеркивает обреченность героя.)


Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Первый вариант) (План)