Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Первый вариант) (План)

История создания романа. (Начало работы – 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. “Бэла” и “Тамань” опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как Роман (сборник повестей). Но в 1840 году “Герой нашего времени” увидел свет.

Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа – личность и время.) Первый в русской литературе психологический роман. (Последовательность событий, сюжетное повествование специально изменены. Цель автора – раскрыть характер Печорина.) Хронология событий. (“Тамань” – “Княжна Мери” (Печорин приезжает на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого) – “Бэла” (выслан в крепость после дуэли под начальство Максима Максимовича) – “Фаталист” (приезжает в казачью станицу, знакомится с Вуличем) – “Максим Максимыч” (после нескольких лет в Петербурге Печорин выходит в отставку, едет в Персию. В пути, во Владикавказе, встречается с Максимом Максимычем и странствующим офицером).

Возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Об этом – в предисловии к “Журналу Печорина”.) Способы раскрытия психологически сложного образа главного героя. Максим Максимыч (человек иной эпохи и мироощущения; понять Печорина не в состоянии; читатель заинтересован, но делать выводы о характере Печорина, только со слов Максима Максимыча не может); б) проезжий офицер, от лица которого идет повествование (человек одного круга с Печориным.

Через внешность пытается угадать характер героя. Этим суждениям доверяем); в) сам Печорин в “Журнале Печорина” с предисловием автора: характер Печорина – в заглавии книги. “История души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою”.) Как благодаря композиции раскрывается основная мысль романа? (“Кольцевая” композиция подчеркивает обреченность героя.)



Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Первый вариант) (План)