“Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман

Роман “Герой нашего времени” появился в столичных книжных магазинах в 1840 году. Публика отнеслась к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что “Герой нашего времени” – плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает “в преувеличенном виде презренный характер” главного героя, Григория Александровича Печорина.

Также критики писали, что Лермонтов изобразил в романе самого себя.

В

ответ на критику поэт написал предисловие ко второму изданию, в котором язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между собой и Печориным. Также он написал, что “Герой нашего времени” – это портрет целого поколения.

Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале “Отечественные записки”, а позже издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, который поймешь только тогда, когда прочитаешь все части. Новеллы расположены так, что они постепенно “приближают” Печорина к читателю:

вначале дан рассказ о нем Максима Максимыча (“Бэла”), затем он увиден глазами повествователя (“Максим Максимыч”), наконец в “журнале” (дневнике) предлагается его “исповедь”. События переданы не в хронологической последовательности, что тоже входит в художественный замысел.

Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного психологического склада. Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев.

Повесть “Княжна Мери” можно назвать центральной, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к “Журналу Печорина” сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет “история души человеческой”. В дневнике Печорин не только раскрывает свои чувства и мысли, но и беспощадно бичует присущие ему слабости и пороки.

Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги прожитой жизни: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?

Быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”.

Оценить Печорина однозначно невозможно. С одной стороны, в отношениях с Бэлой, Мери, Максимом Максимычем он ведет себя эгоистично, но в то же время нельзя отрицать, что Печорин умен, храбр, энергичен, образован. Он не способен на настоящую любовь или дружбу, но в состоянии критически оценить свою жизнь.

Печорин говорит, что в нем живут два человека и, когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям и вместе с тем мощный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели – все это свойственно Печорину.

В романе последовательно анализируются представления Печорина о любви и дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к “дикарке” (“Бэла”), в любви романтической (“Тамань”), в дружбе со сверстниками (с Грушницким), в дружбе с Максимом Максимычем. Но во всех ситуациях он оказывается не на высоте. И причина тому не в “порочности” Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества, которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание.

Автор не судит своего героя и тем более не разоблачает. Судит себя сам Печорин.

Отмечая социальную направленность романа, Чернышевский писал: “Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга”.

Пустое, неискреннее, лицемерное – таким представляется дворянское общество в рассказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет (“Я говорил правду – мне не верили”, – рассказывает Печорин Мери); в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувствами. В повести “Бэла” упоминается об одной московской барыне, которая утверждала, что “Байрон был больше ничего, как пьяница”. Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света.

Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может воспитать настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни – за пределами этого круга. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит. Поэтому Печорин не имеет возможности действовать, его жизнь лишена цели и смысла и герой постоянно ощущает свою ненужность.

Лермонтов в то же время показал, что уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталкивается. М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинского, “внутреннего человека”, оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и художником-реалистом, “объективировавшим современное общество и его представителей”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман