Фаталист. Анализ повести из романа “Герой нашего времени”
Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова – П. А. Висковатова (1842-1905), “Фаталист”, списан с происшествия, бывшего в станице Черненной с Акимом Акимовичем Хастатовым, дядей Лермонтова: “По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым”. В. Х. Хохряков указывая на друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в “Фаталисте” запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель
Было высказано и предложение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора воспоминаний: “… взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет.
Вопрос о “случае”, “судьбе”, “предопределений”, входивших в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, и положен в основу “Фаталиста”.
На последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение “жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья…” Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.
Печорин, по мнению Белинского: “не равнодушно, не апатически несет свое страдание, бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно рождаются внутренние вопросы, тревожат его, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою”. Смысл романа – трагедия поколения, обреченного на бездействие.
В повести “Фаталист” поставлен и решен вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрению фаталистов, утверждающих, что миром правит неведомая и неотвратимая сила (рок, судьба), то борьба невозможна и потому бессмысленна.
Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения ибо остался жив не по воле рока. Его спасли от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость.
Однако из всех событий, изображенных в повести, герой делает далеко идущие выводы: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость: “Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”.
Related posts:
- Верил ли Печорин в предопределение? (по главе “Фаталист” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов пытается отразить духовные проблемы, волновавшие общество во времена создания произведения. Вопрос о “случае”, “судьбе”, “предопределении”, входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, положен в основу главы “Фаталист”. Итак, как же Печорин, яркий представитель современников Лермонтова, относился к данной проблеме и верил ли он в предопределение? […]...
- Анализ повести “Фаталист” с точки зрения “существует ли фатум?” (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) В первых четырех повестях романа показана обусловленность характера главного героя социальной средой. Нравственный облик Печорина сложился под влиянием жизненных обстоятельств. В повести “Фаталист”, идейно замыкающей Роман, поставлен и решен художественными средствами вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения […]...
- Новелла Фаталист. Герой нашего времени. (Лермонтов М. Ю.) Фаталист.- Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1812-1905), “Фаталист” “списан с происшествия, бывшего в станице Червленпой с (Акимом Акимовичем.- И. Ч.) Хастатовым”, дядей Лермонтова: “По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым”. Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. […]...
- Пари Печорина с Вуличем в главе “Фаталист” романа Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею “лишних людей”. Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839-1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. “Фаталист” – это одна из самых сюжетно напряженных […]...
- Пари Печорина с Вуличем (Диализ главы “Фаталист” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа – поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей. Вопрос о свободе человеческой воли и предопределении, судьбе так или иначе рассматривается во […]...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (на примере повести “Фаталист”) Известно, что сюжет “Фаталиста” был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов (не его ли чертами наделен Максим Максимыч в одноименной повести “Героя нашего времени”?) поведал поэту о своем не слишком приятном приключении. Однажды Хастатов чуть не был зарублен пьяными казаками в станице Червленой. Лермонтов подобное приключение, но с гораздо […]...
- Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? (ЕГЭ по русскому) “Герой нашего времени” – это роман, содержащий пять глав. М. Ю. Лермонтов свое произведение писал в социально – психологической направленности. Все главы, представлены в форме отдельных повестей, которым свойственно не сюжетное расположение, а фабульное. Посредством данного приема автор сумел добиться наиболее полного изображения психологического портрета главного героя. Читатель благодаря этому смог с максимальной объективностью представить, […]...
- Краткое изложение второй части “Герой Нашего Времени”. Фаталист Однажды Печорин жил несколько недель в казачьей станице, где за столом зашел странный разговор об одном из мусульманских поверий, будто бы судьба человека предопределена небесами. Офицеры, каждый по своему, высказывались за и против, но неожиданно один из них, серб, поручик Вулич, вызвался “испробовать на себе, может ли человек…располагать своей жизнью или каждому… назначена роковая минута”. […]...
- Краткое содержание Фаталист Герой нашего времени по главам в сокращении (Лермонтов М. Ю.) На квартире у начальника прифронтового гарнизона собралась картежная офицерская компания. Среди собравшихся офицеров завязался философский спор. Одни считали мусульманское поверье о том, что судьба каждого человека написана на небесах, сущим вздором. Другие соглашались с тем, что это действительно так. Поручик Вулич, фаталист по натуре, предложил спор о том, что если ему не суждено умереть сегодня, […]...
- Проблемно-тематический анализ романа “Герой нашего времени” В. Г. Белинский писал: “Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман “Герой нашего времени”, несомненно, связан […]...
- Сочинение, анализ романа “Герой нашего времени” Сочинение “Герой нашего времени” является романом, написанный М. Ю. Лермонтовым >>> в романтический период русской литературы. Роман был опубликован в 1840 году и состоит он из историй о байроническом герои, Григории Александровиче Печорине, посредством записок путешественников и рассказов, из личных записей Печорина. Первоначально романтическое приключение, которое заинтересовывает за счет красивых образов Лермонтова, “Героя нашего времени” […]...
- Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова “Герой нашего времени” обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в изображении современника – “героя своего времени”, который, по замыслу автора, является умным, талантливым, духовно одаренным человеком, способным и мыслить, и чувствовать, по не нашедшим применения собственным “силам необъятным”. Читатель должен был увидеть Печорина в разных […]...
- Особенности композиции романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Роль каждой повести в романе Композиция – это расположение, строение произведения. Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” состоит из нескольких повестей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого. Особенность композиции в том, что отдельные повести расположены не в хронологическом порядке (т. е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть […]...
- Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” связаны с повестью “Княжна Мери”. Здесь мы видим, что Григорий Александрович способен на благородные поступки. В этой повести Печорин активно взаимодействует со своим пародийным двойником – офицером Грушницким. Почти сразу же разгадав этого человека, Григорий Александрович начинает играть с ним, манипулируя его слабостями. Всем своим […]...
- Особенности композиционного построения романа “Герой нашего времени” В творчестве Лермонтова роман “Герой нашего времени” занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе. Зрелость, глубина и художественное совершенство первых произведений Лермонтова поражали современников, которым уже был известен блистательный Пушкин. Однако мало кто […]...
- Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Предисловие к журналу Печорина”) и […]...
- История создания романа “Герой нашего времени” < p>В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своего современника – Евгения Онегина – на фоне петербургской жизни 1820-х годов, задумал написать Роман, в котором он бы изобразил своего современника – гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни. Но в 1837 году за стихотворение “Смерть поэта” Лермонтов был арестован и выслан на […]...
- Анализ главы Тамань (по роману М – Ю – Лермонтова Герой нашего времени) Герой нашего времени Лермонтов М – Ю – Тамань Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ главы “Тамань” (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Герой нашего времени Лермонтов М. Ю. Тамань Какое-то странное чувство вызывает глава “Тамань” из повести “Герой нашего времени”. Странные персонажи, странные события. Вроде бы, рассказ составлен по всем правилам – завязка, развитие сюжета, кульминация… Однако, не покидает ощущение какой-то неправильности. […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Первый вариант) (План) История создания романа. (Начало работы – 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. “Бэла” и “Тамань” опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как Роман (сборник повестей). Но в 1840 году “Герой нашего времени” увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа – личность и время.) Первый […]...
- Анализ романа “Герой нашего времени” по главам План Глава “Бэла” Повесть “Максим Максимыч” Журнал Печорина Печорин и “водяное общество” “Я люблю сомневаться во всем” Повествование в любом художественном произведении всегда подчинено замыслу автора. В романе Лермонтова и сюжет, и характеры героев, и события направлены на раскрытие “истории души человеческой”. Именно поэтому при знакомстве с произведением ” Герой нашего времени ” анализ романа […]...
- Романтизм и реализм в идейно-художественном мире романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова стало предметом глубокого исследования еще при жизни поэта. Подтверждение тому – две большие статьи В. Г. Белинского (1840-1841), посвященные роману ” Герой нашего времени” и лирике Лермонтова. Многие ученые занимались изучением творчества Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг. Интересно, что с тех пор как Белинский отметил, […]...
- Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? В романе Лермонтова “Герой нашего времени” отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое строение служит особым художественным задачам: в частности, сначала мы видим Печорина глазами […]...
- Язык романа Лермонтова “Герой нашего времени” “Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,- писал Чехов.- Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать”. Язык романа отличается точностью в употреблении слова, простотой построения фразы. Лермонтов не употребляет ни архаизмов, ни славянизмов. Крайне редко он прибегает […]...
- Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало над подавлением декабристского восстания, когда реакционная политика самодержавия стала еще более откровенной и грубой. И малейшее проявление недовольства, свободомыслия, самая робкая критика правительства и даже […]...
- План сочинения – Композиция романа Лермонтова “Герой нашего времени” Композиция романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” I. Вступление Общее понятие о композиции: это состав и расположение частей художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Композиция романа Лермонтова достаточно сложна. Это проявляется и в нарушении хронологической последовательности повестей, и в отсутствии между ними сюжетной связи, и в смене повествователей: а) роман Лермонтова состоит […]...
- Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” – первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, но логикой развития характера главного героя. Если располагать повести в хронологической последовательности, то их следовало бы разместить следующим образом: 1. “Тамань” (Печорин едет на Кавказ согласно назначению). […]...
- План сочинения: Смысл названия романа Лермонтова “Герой нашего времени” Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” I. Вступление Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина. II. Главная часть Что такое “герой времени”? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, […]...
- Печорин – герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) (Первый вариант) Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин – порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ […]...
- Проблематика романа “Герой нашего времени” План Основные вопросы, поставленные автором в романе Философские проблемы в романе ” Герой нашего времени ” Проблема счастья в “Герое нашего времени” Нравственные проблемы в романе “Герой нашего времени” Современность проблем романа Основные вопросы, поставленные автором в романе Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить […]...
- Последнее объяснение Печорина и Мери (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов XIX века: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг […]...
- Сюжет романа “Герой нашего времени” План Особенности сюжета романа Соотношение сюжета и фабулы “Героя нашего времени” Сравним хронологический и авторский ряд повестей Особенности сюжета романа Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе ” Герой нашего времени […]...
- Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова “Герой нашего времени” Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени”. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” создан как бы “на стыке” двух художественных методов: романтизм и реализма. Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить […]...
- “Герой нашего времени”, анализ романа Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов известен широкому читателю как автор пронзительных стихов об одиночестве. Ему же принадлежит идея “странной любви” к Родине, ставшая традицией поэзии второй половины XIX века. Однако творчество поэта значительно шире: он прекрасный драматург, а вершиной его прозы считается роман “Герой нашего времени” . Сначала Михаил Юрьевич дал своему творению название “Один из героев […]...
- Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа “Герой нашего времени” Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа “Герой нашего времени”. Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к основным мотивам лирики Лермонтова. В. Г. Белинский говорил: “Хоть автор и выдает себя за человека, […]...
- Композиция романа “Герой нашего времени” Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в романе “Герой нашего времени” создает портрет типичного представителя 30-40-х годов XIX века. Печорин, по признанию автора, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Его […]...
- Творческая история и композиция романа Герой нашего времени Роман “Герой нашего времени” имеет интересную творческую историю. В черновиках романа можно наткнуться то на Жоржа, то на Георгия Печорина, постояльца петербургских балов, которому все пророчат Кавказ (то есть ссылки на войну, на верную гибель). Зато в окончательной его редакции нет никакой петербургской сцены. Столица лишь упоминается, а Печорин бежит из нее, и скорее всего, […]...
- Письмо Веры Печорину (Анализ фрагмента главы “Княжна Мери” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В центре романа Лермонтова “Герой нашего времени” стоит проблема личности, “героя времени”, который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя – Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, […]...
- Особенности композиции романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Роман (бессмертное произведение) Лермонтова “Герой нашего времени” стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как “исследование души человеческой”. Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в Роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них […]...
- Анализ дуэли Печорина с Грушницким в романе Герой нашего времени Лермонтова После написания романа “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким. Печорин и Грушницкий – трудно их назвать друзьями, но они были товарищами или приятелями. Их объединяла служба и похожий образ жизни, однако они были очень разными, и автор представляет их нам чуть ли […]...
- Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну Фигуру, один такт из своего места и поставить… В другое, не нарушив значение всего произведения. Л. Толстой Compositio в переводе с латинского – “составление, соединение” . Композиционные законы – итог эстетического познания, они отражают глубинные взаимосвязи реальности. Если взять, к примеру, композиционные приемы басни, то окажется, что они […]...