Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Образ Печорина — главного героя романа «Герой нашего времени» — одно из главных открытий М. Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность считается результатом полученного героем светского воспитания, губительного влияния на него дворянской среды, сложной эпохи. Мне же кажется, что образ Печорина — это результат сочетания природного и общественного.

Значит, в его изображении присутствует как реализм (влияние общественного, социального на характер

человека), так и романтизм (влияние природного, индивидуального начала).
Печорин чувствует в себе присутствие как бы двух людей: человека мыслящего и человека действующего. Здесь проявляется мотив двойственности, свойственный романтической литературе.
Герои романа, как и все произведение в целом, призваны раскрыть центральный образ — образ Печорина. Это тоже признак романтической литературы, нацеленной на одного героя, одну личность. Кроме того, вокруг Печорина строится сюжет «Героя нашего времени».

Этот образ проходит через весь роман и связывает его части в единое целое. В романе Печорин

предстает перед нами как исключительная натура, обладающая выдающимся умом, высокими стремлениями, неистребимым желанием свободы. В связи с этим Печорина с полным правом можно назвать романтическим героем.
Но, с другой стороны, Печорин — представитель своей эпохи, вернее, лучшей части дворянской интеллигенции 20-ых годов 19 века. Получается, что он и реалистический герой тоже.
Григорий Александрович не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему стало жаль Веру. Последнее свидание с Мери захватило героя с такой силой, что он был готов упасть к ее ногам. Рискуя жизнью, Печорин единственный бросился в хату к убийце Вулича.

В то же время в повести «Бэла» главный герой предстает эгоистичным и черствым человеком. Он похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает девушку из родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не испытывает этого чувства. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни… мне с ней скучно».

Мы видим, что герою безразличны чувства других. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, в отличие от Григория Александровича Печорина.
Но автор позволяет взглянуть на своего героя и с другой стороны, увидеть Печорина его собственными глазами. И если в повести «Бэла» повествование ведется от лица Максим Максимыча, то в «Тамани» оно переходит к самому Печорину. Именно в этой новелле появляется полный и четкий психологический портрет героя. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, Ундина, слепой мальчик.

Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне закона. При этом Лермонтов вовсе не идеализирует этих героев, как происходит в романтической литературе, а показывает их объективно.
Печорин из любопытства позволяет себе вмешаться в жизнь «честных контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика. Но в итоге герой оказывается чужим и в этом мире. Он нигде не может найти себе пристанища.
Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой. Здесь мы видим не просто повествование, а анализ поступков, совершаемых героем.

Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает Грушницкого на дуэли, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет о притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается над тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в «высшем обществе», и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга.
Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней герой размышляет о вере и безверии. Печорин, утратив Бога, утратил самое главное — моральные и нравственные ценности, опору. Победив в схватке с убийцей, герой впервые проявляет свою способность действовать для общего блага.

Таким финалом автор утверждает возможность осмысленной деятельности вообще и для Печорина в частности.
«Дневник Печорина» — это исповедь главного героя. На его страницах Печорин обо всем пишет по-настоящему искренне. Он полон пессимизма, потому что развитые обществом пороки толкают героя на страшные поступки, а природные задатки остаются невостребованными, не находят себе применение в жизни.

По собственному признанию героя, в нем живут два человека: один совершает поступки, а другой смотрит со стороны и судит его.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов сочетает признаки реализма и романтизма. Черты этих двух направлений проявляются в сюжете, композиции, системе персонажей, при раскрытии образа главного героя. Вообще, образ Печорина, на мой взгляд, воплощает основную идею романа.
В «Герое нашего времени» некоторые приемы, ведущие свое происхождение из литературы романтической, наиболее полно воплощаются в литературе реалистической. Например, принцип двойственности вносит психологизм в образ главного героя, так же, как и портрет, и пейзаж в романе.
«Герой нашего времени» основан на сочетании реалистических и романтических черт, что особенно ярко проявляется в образе Григория Александровича Печорина.


Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)