«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — «история души человеческой…»

ПЛАН

О чем Роман? (жанр, композиция) С какой целью нарушена хронологическая последовательность событий? Как должны быть расположены повести? Зачем понадобились три рассказчика?

«Герой нашего времени» — первый русский реалистический психологический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Вот раскрыть эту-то «историю души человеческой» и поставил задачей Лермонтов в своем

романе. Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

Такая идейная задача автора обусловила и своеобразие построения романа. Его особенность — нарушение хронологической последовательности событий, о которых рассказывается в произведении.

Роман (бессмертное произведение) состоит из пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все части повести в нечто цельное, в единый роман. И вот, если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в такой последовательности.

Бывший

гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения.

По дороге он заезжает в Тамань и переживает приключение, о котором рассказывается в одноименной повести. Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость.

Во время службы в крепости происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию, и по дороге встречается в последний раз с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»). Лермонтов нарушает этот Порядок повестей.

На первое место он ставит повесть «Бэла», потом — «Максим Максимыч», далее идет «Тамань», «Княжна Мери», и заканчивается роман повестью «Фаталист».

Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из идейного замысла, — шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В «Бэле» образ Печорина дается в восприятии Максима Максимыча, простого армейского штабс-капитана, плохо разбирающегося в душевных тонкостях Печорина. В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине: мы видим его, о нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который находится на одном социально-культурном уровне с Печориным.

Он рисует нам внешность главного героя, на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий.

Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Чтобы полнее раскрыть душевный мир главного героя романа, Лермонтов противопоставляет Печорина, с одной стороны, людям простым и цельным, близким к природе (Максим Максимыч, Бэла, Азамат, контрабандисты) и, с другой — дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах Пятигорска и Кисловодска. Только один персонаж не противопоставляется, а сопоставляется с Печориным — доктор Вернер.

Помогает всестороннему раскрытию образа Печорина и непосредственный отзыв о нем Лермонтова, данный в двух предисловиях: ко всему роману и к «Журналу Печорина».

Природа, изображаемая в романе, неразрывно связана с переживаниями героя, окрашивается его настроением. Бытовая сторона жизни Печорина мало интересует автора, поэтому он редко сообщает детали бытового характера. Нет в «Герое нашего времени» и широкой картины общественно — экономической жизни России, какую дал Пушкин в «Евгении Онегине». Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени.

Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».


«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — «история души человеческой…»