Жанр и композиция Анализ по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)
“Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе.
В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Вот раскрыть эту-то “историю души человеческой” и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера основного героя романа.
Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное
Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие.
Но основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. И вот, если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в такой последовательности.
Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения.
Отсюда он приезжает в Пятигорск (“Княжна Мери”). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные в повестях “Бэла” и “Фаталист”.
Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз с Максимом Максимычем (“Максим Максимыч”).
Лермонтов нарушает этот порядок повестей. На первое место он ставит повесть “Бэла”, потом “Максим Максимыч”, далее идут “Тамань” и “Княжна Мери”, и заканчивается роман повестью “Фаталист”.
Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из идейного замысла,- шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В “Бэле” Печорин дается в восприятии Максима Максимыча – простого, цельного по своей натуре армейского штабс-капитана, плохо разбирающегося в душевной сложности Печорина. В “Максиме Максимыче” мы уже не только слышим рассказ о Печорине, мы видим его. О нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который стоит с Печориным на одном социально-культурном уровне.
Он нам рисует внешность Печорина; на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести – это история жизни-Печорина, написанная им самим. Эта история дается то в виде дневника (“Княжна Мери”), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий.
Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самого себя и “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”.
Чтобы полнее раскрыть душевный мир главного героя своего романа, Лермонтов противопоставляет Печорина, с одной стороны, людям простым и цельным, близким к природе (Максим Максимыч, Бэла, Азамат, контрабандисты) и, с другой,- дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах Пятигорска и Кисловодска. Только один персонаж не противопоставляется, а сопоставляется с Печориным – доктор Вернер.
Помогает всестороннему раскрытию образа Печорина и непосредственный отзыв о нем Лермонтова, данный в двух предисловиях: ко всему роману и к “Журналу Печорина”.
Природа, изображаемая в романе, неразрывно связана с переживаниями героя, окрашивается его настроениями. Бытовая сторона жизни Печорина мало интересует автора, поэтому он редко сообщает детали бытового характера. Нет в “Герое нашего времени” и той широкой картины общественно-экономической жизни России, какую дал Пушкин в “Евгении Онегине”.