Сюжет, композиция и конфликт в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”



Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
М. Ю. Лермонтов
Значительность поставленных вопросов, яркость и типичность характера главного героя, знаменующего собой целую эпоху русской жизни, высокие художественные достоинства делают роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” одним из самых выдающихся произведений не только русской, но и мировой литературы.
Лермонтов ярко изобразил в романе “Герой нашего

времени” судьбу поколения 30-х годов XIX века. В образе Печорина он дал выразительный реалистический и психологический портрет “современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал”.
Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В марте 1839 года в “Отечественных записках” была опубликована повесть “Бэла”, а затем там же появились “Фаталист” и новелла “Тамань”.

В 1840 году выходит отдельное издание романа, в нем впервые публикуются повесть “Княжна Мери” и рассказ “Максим

Максимыч”. Порядок расположения повестей в этом издании не соответствовал последовательности их опубликования. На выход в свет романа “Герой нашего времени” живо откликнулась критика тех лет: многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного героя или писали, что Печорин – всего лишь портрет самого автора.

Разноречивые и в основном недружелюбные толки заставили Лермонтова написать к новому, второму, изданию предисловие, где он отвергает неверные толкования образа Печорина, отчасти раскрывает свое отношение к нему и объясняет свои творческие принципы.
Изображение судьбы современника – тема романа. Рисуя Печорина, автор создавал портрет “героя своего времени”, портрет, составленный “из пороков всего… поколения, в полном их развитии”.
Такая тема была продиктована самой жизнью. Создав типичный образ человека 30-х годов XIX столетия, Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения.
Творческим принципом автора в изображении героя было следование правде жизни и критическая оценка его.
Лермонтов высказывал эти “едкие истины” и показывал “болезнь” века в художественных образах и через изображение судьбы и жизни Печорина. Поэтому он стремился глубже и всесторонне показать своего героя. Этому стремлению отвечает сложная композиция романа.
Лермонтов прибегнул к такой оригинальной композиции, потому что он хотел раскрыть характер и внутренний мир героя с наибольшей объективностью, глубиной и всесторонностью. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада. Каждый раз Печорин открывается с новой стороны, обнаруживает новые грани своего характера.

С этой нее целью Лермонтов дает в романе трех рассказчиков. Сначала мы узнаем о Печорине от старого офицера, человека простого и скромного – Максима Максимыча, жившего с ним в крепости. Затем Печорина видит человек одного с ним круга автор; рисуя портрет героя, он показывает новые черты.
Максим Максимыч и автор рассказали о поступках героя в определенных жизненных обстоятельствах, обратили внимание на “странности” его характера. Полностью герой раскрывается в дневнике, где он пишет о себе сам. Сначала он выступает участником приключения в Тамани и еще очень мало рассказывает о своих переживаниях.

Характер его проявляется главным образом в действиях и поступках. В двух лее последних повестях внутренний мир героя раскрывается им самим, “странности” этого человека получают объяснение, и Печорин полностью предстает во всей сложности и противоречивости своей натуры. Такое построение романа позволяет действительно глубоко раскрыть трагедию незаурядного молодого человека, не нашедшего себе места в русской жизни тех лет.

Описанные в романе события жизни Печорина не являются столь уж обычными. В основе сюжета каждой повести, кроме повести “Максим Максимыч”, лежит либо острый конфликт, либо захватывающее приключение: похищение черкешенки (“Бэла”), столкновение с контрабандистами (“Тамань”), смелая попытка испытать судьбу (“Фаталист”), сложная игра, оканчивающаяся дуэлью (“Княжна Мери”). Ho именно такие необычные события оказываются типичными для Печорина – они соответствуют его природе, характеру.
Единство мысли романа, посвященного вопросу о судьбе незаурядного человека в России 30-х годов, подчеркнуто композицией, группировкой образов. Общий конфликт, легший в основу сюжета и определивший композицию, это глубоко типичный социально-психологический конфликт богатой человеческой личности с обществом, препятствующим ее развитию. Типичность и актуальность конфликта определили важнейшее место романа не только в истории литературы, но и в развитии русской общественной мысли.
Роман “Герой нашего времени” дает основание прийти к выводам о политической смелости автора. Глубина мысли, критическое отношение к герою, постановка проблем выделяют Лермонтова из числа передовых дворян того времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сюжет, композиция и конфликт в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”