Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразила в образе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-ых годов 19 века.
Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошел от традиционного хронологического расположения глав. Его произведение состоит из относительно самостоятельных повестей, объединенных личностью главного героя — молодого
В каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман — это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В «Бэле» и «Максиме Максимыче» дан внешний рисунок характера главного героя. «Журнал Печорина «, куда входят три повести — » Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», — яркий психологический автопортрет героя.
В целом, изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего
Сюжет каждой повести — концентрического типа: Печорин находится в центре всех событий, именно вокруг него сгруппированы второстепенные и эпизодические персонажи. События жизни героя изложены вне их естественной хронологической последовательности. Повесть «Тамань» (третья по общему счету), в которой рассказан случай, происшедший с Печориным еще до приезда на Кавказ, следует за повестью «Максим Максимыч», которая повествует о жизни Печорина на Кавказе.
В «Максиме Максимыче» случайная встреча двух бывших сослуживцев происходит через несколько лет после окончания «кавказского» периода жизни Печорина, незадолго до его смерти. Повести-«главы», относящиеся ко времени пребывания Печорина на Кавказе («Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»), служат «обрамлением» этих двух повестей, занимая соответственно первую, четвертую и пятую позиции в романе.
Композиция «Героя нашего времени» имеет две мотивировки: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивировка расположения повестей — постепенное «приближение» читателя к главному герою. Ее можно считать основным композиционным принципом романа.
От повести к повести между читателем и Печориным постепенно убираются все «посредники» — рассказчики, герой все больше «приближается» к читателю.
Так, в «Бэле» между читателем и Печориным — два рассказчика. Основной из них — Максим Максимыч, сослуживец, участник и свидетель всего, что произошло в крепости: «Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти». Именно его точка зрения на Печорина в этой повести господствует.
Вторым рассказчиком является молодой офицер-повествователь, заинтересовавшийся Печориным и передающий рассказ Максима Максимыча.
Первый рассказчик ближе к Печорину, второй — к читателю. Но оба они не только помогают понять героя, но и в какой-то степени «мешают» читателю. На реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мнения, эмоции рассказчиков, уровень их понимания людей.
Это приводит к ощущению, что первое знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолетным: он мелькнул, заинтриговал и как бы растворился в толпе.
В повести «Максим Максимыч» остается один рассказчик — молодой офицер-повествователь, наблюдающий встречу Максима Максимыча с Печориным.
В «Журнале Печорина» все «призмы» между читателем и Печориным исчезают: герой сам рассказывает о событиях своей жизни, а повествователь, неизменно присутствовавший в первых двух повестях романа, становится «издателем» его записок: «Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением».
Меняется и тип повествования: если в «Бэле» и «Максиме Максимыче» о Печорине говорилось в третьем лице, то в повестях из «Журнала Печорина» рассказ ведется от первого лица. Записи Печорина не предназначались для постороннего читателя (это отмечено автором в предисловии к «Журналу»), это искренний самоанализ, приближающийся к исповеди перед самим собой.
Внутренняя мотивировка расположения повестей — постепенное проникновение в духовный мир Печорина. В «Бэле» герой предстает холодным, замкнутым человеком, повинующимся своим мимолетным желаниям и страстям. В «Максиме Максимыче» появляется психологический портрет героя, который дает важную подсказку, в чем искать «тайну» личности Печорина — в его душе. «Журнал Печорина» раскрывает нам эту душу. В центре «Журнала» — личность человека, искренне высказывающего наблюдения «зрелого ума» над самим собой.
В нем и дается самый важный — «внутренний», психологический портрет, составленный, как уверял Лермонтов в предисловии к роману, «из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Таким образом, необычная композиция «Героя нашего времени» помогает автору выполнить основную художественную задачу — раскрыть внутренний мир главного героя романа, дать его социально-психологический и философский портрет.