Композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии образа Печорина

Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразила в образе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-ых годов 19 века.
Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошел от традиционного хронологического расположения глав. Его произведение состоит из относительно самостоятельных повестей, объединенных личностью главного героя – молодого

дворянина, офицера Григория Александровича Печорина.
В каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман – это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В “Бэле” и “Максиме Максимыче” дан внешний рисунок характера главного героя. “Журнал Печорина “, куда входят три повести – ” Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”, – яркий психологический автопортрет героя.
В целом, изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-“исповедях”, делает “Героя
нашего времени” не “собранием повестей”, а социально-психологическим и философским романом: “История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее не полезнее истории целого народа…”
Сюжет каждой повести – концентрического типа: Печорин находится в центре всех событий, именно вокруг него сгруппированы второстепенные и эпизодические персонажи. События жизни героя изложены вне их естественной хронологической последовательности. Повесть “Тамань” (третья по общему счету), в которой рассказан случай, происшедший с Печориным еще до приезда на Кавказ, следует за повестью “Максим Максимыч”, которая повествует о жизни Печорина на Кавказе.

В “Максиме Максимыче” случайная встреча двух бывших сослуживцев происходит через несколько лет после окончания “кавказского” периода жизни Печорина, незадолго до его смерти. Повести-“главы”, относящиеся ко времени пребывания Печорина на Кавказе (“Бэла”, “Княжна Мери”, “Фаталист”), служат “обрамлением” этих двух повестей, занимая соответственно первую, четвертую и пятую позиции в романе.
Композиция “Героя нашего времени” имеет две мотивировки: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивировка расположения повестей – постепенное “приближение” читателя к главному герою. Ее можно считать основным композиционным принципом романа.

От повести к повести между читателем и Печориным постепенно убираются все “посредники” – рассказчики, герой все больше “приближается” к читателю.
Так, в “Бэле” между читателем и Печориным – два рассказчика. Основной из них – Максим Максимыч, сослуживец, участник и свидетель всего, что произошло в крепости: “Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти”. Именно его точка зрения на Печорина в этой повести господствует.

Вторым рассказчиком является молодой офицер-повествователь, заинтересовавшийся Печориным и передающий рассказ Максима Максимыча.
Первый рассказчик ближе к Печорину, второй – к читателю. Но оба они не только помогают понять героя, но и в какой-то степени “мешают” читателю. На реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мнения, эмоции рассказчиков, уровень их понимания людей.

Это приводит к ощущению, что первое знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолетным: он мелькнул, заинтриговал и как бы растворился в толпе.
В повести “Максим Максимыч” остается один рассказчик – молодой офицер-повествователь, наблюдающий встречу Максима Максимыча с Печориным.
В “Журнале Печорина” все “призмы” между читателем и Печориным исчезают: герой сам рассказывает о событиях своей жизни, а повествователь, неизменно присутствовавший в первых двух повестях романа, становится “издателем” его записок: “Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением”.
Меняется и тип повествования: если в “Бэле” и “Максиме Максимыче” о Печорине говорилось в третьем лице, то в повестях из “Журнала Печорина” рассказ ведется от первого лица. Записи Печорина не предназначались для постороннего читателя (это отмечено автором в предисловии к “Журналу”), это искренний самоанализ, приближающийся к исповеди перед самим собой.
Внутренняя мотивировка расположения повестей – постепенное проникновение в духовный мир Печорина. В “Бэле” герой предстает холодным, замкнутым человеком, повинующимся своим мимолетным желаниям и страстям. В “Максиме Максимыче” появляется психологический портрет героя, который дает важную подсказку, в чем искать “тайну” личности Печорина – в его душе. “Журнал Печорина” раскрывает нам эту душу. В центре “Журнала” – личность человека, искренне высказывающего наблюдения “зрелого ума” над самим собой.

В нем и дается самый важный – “внутренний”, психологический портрет, составленный, как уверял Лермонтов в предисловии к роману, “из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Таким образом, необычная композиция “Героя нашего времени” помогает автору выполнить основную художественную задачу – раскрыть внутренний мир главного героя романа, дать его социально-психологический и философский портрет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии образа Печорина