Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Основное внимание в романе «Герой нашего времени» Лермонтов сосредоточивает на изображении «истории души человеческой», на раскрытии характера и внутреннего мира героя, жившего в 30-е годы XIX века. Это время отсутствия общественных идеалов, отстранения дворянской интеллигенции от общественно-политической жизни.
Композиция романа определяется его замыслом и подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. Особенность построения этого произведения состоит в том, что Лермонтов нарушил
«Герой нашего времени» состоит из пяти повестей. Однако В. Г. Белинский утверждал, что «это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея».
Роман имеет «кольцевую композицию»: сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина («Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина»), затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя («Тамань», «Княжна Мери»). В последней повести подводится своеобразный философский
Своеобразие «кольцевой композиции» заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней завершается. Мотив «тюрьмы», «монастыря», «узничества» — один из главных в творчестве Лермонтова. Невольно возникают ассоциации с поэмой «Мцыри» — герой бежал из монастыря, но волею судьбы вернулся и умер за монастырскими стенами.
Страстное желание свободы, но фатальная невозможность ее достичь — одна из важных мыслей поэзии Лермонтова и романа «Герой нашего времени».
Композиция романа позволяет последовательно менять «рассказчиков». Сначала о Печорине рассказывают другие герои, потом — он сам дает анализ своей личности.
В повести «Бэла» читатель узнает о Печорине из рассказа Максима Максимыча, человека доброго и порядочного, но плохо разбирающегося в сложном и противоречивом характере Печорина, в тонкостях его души. В главе «Максим Максимыч» рассказчик меняется. Странствующий офицер, человек тонкий и наблюдательный, рисует психологический портрет героя, отмечает главное в нем: он весь соткан из противоречий и контрастов. «Стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение», а в «улыбке было что-то детское», «какая-то нервическая слабость»; «несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные»; глаза «не смеялись,
- План сочинения — Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени» Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» I. Вступление Общее понятие о композиции: это состав и расположение частей художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Композиция романа Лермонтова достаточно сложна. Это проявляется и в нарушении хронологической последовательности повестей, и в отсутствии между ними сюжетной связи, и в смене повествователей: а) роман Лермонтова состоит […]...
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Роль каждой повести в романе Композиция — это расположение, строение произведения. Роман (бессмертное произведение) «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого. Особенность композиции в том, что отдельные повести расположены не в хронологическом порядке (т. е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть […]...
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова Роман (бессмертное произведение) Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в Роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них […]...
- Особенности композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени» Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать […]...
- Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в изображении современника — «героя своего времени», который, по замыслу автора, является умным, талантливым, духовно одаренным человеком, способным и мыслить, и чувствовать, по не нашедшим применения собственным «силам необъятным». Читатель должен был увидеть Печорина в разных […]...
- Роль композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина «Герой нашего времени» — Роман, состоящий из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом — Григорием Александровичем Печориным. Лермонтов располагал эти части не в хронологической последовательности, а так, чтобы, постепенно нагнетая напряженность сюжета, заинтересовать читателя судьбой главного героя. Сложный и противоречивый характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. Содержание романа позволяет восстановить историю […]...
- Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» — первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, но логикой развития характера главного героя. Если располагать повести в хронологической последовательности, то их следовало бы разместить следующим образом: 1. «Тамань» (Печорин едет на Кавказ согласно назначению). […]...
- Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразила в образе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-ых годов 19 века. Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошел от традиционного хронологического расположения глав. Его […]...
- Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну Фигуру, один такт из своего места и поставить… В другое, не нарушив значение всего произведения. Л. Толстой Compositio в переводе с латинского — «составление, соединение» . Композиционные законы — итог эстетического познания, они отражают глубинные взаимосвязи реальности. Если взять, к примеру, композиционные приемы басни, то окажется, что они […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Первый вариант) (План) История создания романа. (Начало работы — 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. «Бэла» и «Тамань» опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как Роман (сборник повестей). Но в 1840 году «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа — личность и время.) Первый […]...
- Сочинение: Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Проза Михаила Юрьевича Лермонтова, как и его поэзия, относится к выдающимся достижениям русской классической литературы. А вершина ее — «Герой нашего времени» — начинает собой этап русского реалистического романа. Тут можно сделать оговорку, что «Евгений Онегин» Пушкина, предшествовавший «Герою нашего времени», тоже был реалистическим произведением, но у Пушкина мы имеем дело с романом в стихах, […]...
- Особенности сюжета и композиции романа «Герой нашего времени» Лермонтова М. Ю М. Ю. Лермонтов писал, что в романе «Герой нашего времени» он хотел исследовать «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Этой цели подчинена вся сюжетно-композиционная структура произведения. «Герой нашего времени» включает в себя пять повестей, каждая из которых рассказывает о какой-либо необыкновенной истории в жизни Печорина. Причем в […]...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — «история души человеческой…» ПЛАН О чем Роман? (жанр, композиция) С какой целью нарушена хронологическая последовательность событий? Как должны быть расположены повести? Зачем понадобились три рассказчика? «Герой нашего времени» — первый русский реалистический психологический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее […]...
- Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? В романе Лермонтова «Герой нашего времени» отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое строение служит особым художественным задачам: в частности, сначала мы видим Печорина глазами […]...
- Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» — первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом «Герой нашего времени» — качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана. Социальность Романа выражена […]...
- «Герой нашего времени» М, Ю. Лермонтова как психологический роман. Центральная проблема романа. Особенности композиции. Форма повествования 1. Психологическая картина общества в романе. 2. Какой вопрос занимает Печорина? 3. Композиция романа. В романе «Герой нашего времени» — первом большом социально-психологическом произведении в истории русской литературы — М. Ю. Лермонтов рассматривает социальные, нравственные и философские проблемы. Автор раскрывает перед читателем, как складываются взаимоотношения общества и такой неординарной личности, как его герой Григорий Александрович […]...
- Идейный замысел романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова Лермонтов начал писать Роман в 1838 году. Через два года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием. В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, […]...
- Сочинение на тему: Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» имеет довольно интересное строение. Он состоит из двух больших частей. В одной действие ведется от лица автора произведения, который рассказывает о своей встрече с человеком, знавшим Печорина, Максимом Максимовичем. Он повествует о жизни главного героя со слов его старого знакомого. Во второй […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Второй вариант) «Герой нашего времени» — это одна из величайших драгоценностей русской литературы. Для русских писателей это произведение всегда было школой творческого мастерства. Читатели знакомились с романом постепенно. В процессе создания произведения Лермонтов публиковал Роман частями в журнале. Сначала в «Отечественных записках» была напечатана повесть «Бэла», а затем — «Фаталист» и «Тамань». Вскоре роман издается целиком, и […]...
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени» План Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя? Как соотносятся сюжет и фабула в романе? Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя? Особенности композиции романа » Герой нашего времени » исходят из того обстоятельства, что роман М. Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного […]...
- Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало над подавлением декабристского восстания, когда реакционная политика самодержавия стала еще более откровенной и грубой. И малейшее проявление недовольства, свободомыслия, самая робкая критика правительства и даже […]...
- Особенности композиции по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) Мы почти всегда извиняем то, что понимаем. М. Ю. Лермонтов Одним из самых известных и значительных произведений М. Ю. Лермонтова стал роман «Герой нашего времени». Это история одной личности, вместившей в себя противоречия целого исторического периода, пороки и ценности всего поколения, переживания и чувства всего времени; история о человеке, пытающемся найти себя, свое место среди […]...
- Сюжет романа «Герой нашего времени» План Особенности сюжета романа Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени» Сравним хронологический и авторский ряд повестей Особенности сюжета романа Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, — то есть сюжет. В романе » Герой нашего времени […]...
- План сочинения: Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени» Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» I. Вступление Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина. II. Главная часть Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, […]...
- Почему роман М. Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) К работе над «Героем нашего времени» М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 году, воодушевленный впечатлениями от Кавказа. Поначалу это были отдельные повести, объединенные лишь ключевым персонажем. Лермонтов публиковал повести по мере написания. В каждой имеется система образов и законченный сюжет, поэтому их можно считать отдельными произведениями. Первой появилась «Тамань», за ней — «Фаталист». Позже Михаил […]...
- Сочинение по произведению Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Лермонтов оставил глубокий след в истории русской литературы. Каждый человек, читающий произведения Лермонтова, заново для себя открывает этого великого писателя. Роман «Герой нашего времени» занимает если не центральное, то одно из главных мест в его творчестве. Название данного произведения состоит из двух частей. Основной смысл в нем приходится и на слово «герой», и на «наше […]...
- Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связаны с повестью «Княжна Мери». Здесь мы видим, что Григорий Александрович способен на благородные поступки. В этой повести Печорин активно взаимодействует со своим пародийным двойником — офицером Грушницким. Почти сразу же разгадав этого человека, Григорий Александрович начинает играть с ним, манипулируя его слабостями. Всем своим […]...
- Сочинение на тему: «Образ героя Печорина»(По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Знакомство читателя с Печориным происходит в повести «Бэла». Рассказывает о нем Максим Максимыч, штабс-капитан, служивший с ним на Кавказе, искренне привязанный к Печорину. Максим Максимыч — человек добрый; трагедия любви, разочарованность Печорина трогают сердце капитана. Он восхищается героем, но понять Печорина не может: для него он «славный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и […]...
- Почему, в нарушение хронологии, события, начинающие и заканчивающие роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», происходят в крепости? (ЕГЭ по русскому) Главным желанием М. Ю. Лермонтова в период создания «Героя нашего времени» стало исследование «истории души человеческой», так как по его личному мнению, она может быть «…любопытнее и…полезнее истории народа». Автором представлен не биографический роман, а скорее, роман-портрет. Достижение такой цели преследует сюжетно-композиционное построение произведения. Данное литературное творение представлено в форме пяти повестей, и каждой из […]...
- Сюжет и композиция романа «Герой нашего времени» Лермонтова М. Ю Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока еще не сформировало новых […]...
- Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова «Герой нашего времени» Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени». Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан как бы «на стыке» двух художественных методов: романтизм и реализма. Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить […]...
- Авторская позиция и способы ее выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В центре романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» находится фигура Григория Александровича Печорина. Раскрытие сложного внутреннего мира этого героя, а также своего отношения к нему было главной задачей писателя. Именно ей Лермонтов подчиняет все художественные элементы романа. Одним из главных среди них является композиция произведения. Она построена так, чтобы максимально раскрыть внутренний мир Печорина, […]...
- Мое первое впечатление о Печорине и окончательное мнение о нем (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Впервые я прочла Роман «Герой нашего времени» давно, когда еще почти ничего не знала о Лермонтове и не читала его стихов. Поэтому знакомство с Печориным стало для меня толчком к изучению творчества поэта. Состояние, в котором я находилась после первого прочтения «Героя нашего времени», трудно передать. Я плохо понимала мысли и поступки героев, почти не […]...
- Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и […]...
- Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа «Герой нашего времени». Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к основным мотивам лирики Лермонтова. В. Г. Белинский говорил: «Хоть автор и выдает себя за человека, […]...
- Нравственные проблемы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман «Герой нашего времени» — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман — это портрет «не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания. Это тяжелые для […]...
- Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени» «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,- писал Чехов.- Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать». Язык романа отличается точностью в употреблении слова, простотой построения фразы. Лермонтов не употребляет ни архаизмов, ни славянизмов. Крайне редко он прибегает […]...
- Проза Лермонтова, на примере романа «Герой нашего времени» Проза Лермонтова — и в особенности «Герой нашего времени» — сейчас хорошо освещенная область его творчества. Работу исследователя первым начал Белинский, установивший связь центральной фигуры «Героя нашего времени» с образом Онегина, преемником которого в иных исторических условиях явился Печорин: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою […]...
- Анализ главы Тамань (по роману М — Ю — Лермонтова Герой нашего времени) Герой нашего времени Лермонтов М — Ю — Тамань Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ главы «Тамань» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Герой нашего времени Лермонтов М. Ю. Тамань Какое-то странное чувство вызывает глава «Тамань» из повести «Герой нашего времени». Странные персонажи, странные события. Вроде бы, рассказ составлен по всем правилам — завязка, развитие сюжета, кульминация… Однако, не покидает ощущение какой-то неправильности. […]...
- Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — один из первых русских психологических романов. Через образ главного героя романа, Григория Александровича Печорина, автор передает основные черты своих современников. Хотя важно отметить, что это не заурядная личность, а человек выдающийся, даже в чем-то исключительный. Роман состоит из нескольких повестей, расположенных не в хронологическом порядке, а следуя […]...