Печорин – герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) (Первый вариант)
Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием.
В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин – порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ Печорина – одно из величайших художественных открытий русской литературы. По мнению Лермонтова, “это портрет, составленный
Печорин – герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. Он одаренный и глубокий человек, вынужденный жить в мрачные годы николаевской реакции. В молодости Печорин гонялся за светскими развлечениями, пресытившись ими, пытался заняться наукой, но “науки тоже надоели”, и наступила скука.
Разочарованность в жизни, отсутствие высоких общественных идеалов – черта многих мыслящих людей того времени.
Печорин
Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда.
И только в конце жизни он понимает, чем обернулась для него эта свобода. В конце романа мы видим его совершенно одинокого, без друзей (вспомним его холодную встречу с Максимом Максимычем), без любимой.
Печорин – скептик. Рассудочность борется в нем с чувством, ум с сердцем (вот уж точно “ум с сердцем не в ладу”!) “Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю других?”; “У меня несчастный характер… если я причиняю несчастья другим, то и сам не менее несчастлив”, – говорит он о себе. Действительно, Печорин – причина несчастий многих людей. Погибает Бэла, застрелен на дуэли Грушницкий, по вине Печорина разрушен быт “мирных контрабандистов”, разбиты сердца Веры и княжны Мери.
Печорин признается, что в нем живут два человека: один совершает поступки, другой их судит. Но нужно ли так строго судить Печорина? Ведь он до последней минуты верил в благородство Грушницкого, в то время как тот с друзьями хладнокровно готовился убить его на дуэли. Печорин, безусловно, виновен в смерти Бэлы, но лишь косвенно.
При этом он сам глубоко страдает, хотя и прячет свои чувства под маской равнодушия. Что касается Мери, то любовь к Печорину разбудила душу светской барышни, ведь любовь – не только радость, но и (чаще всего) страдания! Так что не такой уж он “злодей”, Григорий Александрович Печорин.
Да, нам совершенно очевидны недостатки героя Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Но судьба Печорина почему-то трогает, волнует нас. Мы сочувствуем его словам: “Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные”.
Для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила.
Лермонтов сделал образ Печорина собирательным для своего поколения, наделив его чертами, типичными не только для своего времени, но и для самого себя. Одним из первых, кто осознал непреходящее значение лермонтовского романа, был В. Г. Белинский. “Вот книга, которой суждено никогда не стариться… – писал он. – Эта старая книга всегда будет нова”.