Почему роман М. Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

К работе над «Героем нашего времени» М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 году, воодушевленный впечатлениями от Кавказа. Поначалу это были отдельные повести, объединенные лишь ключевым персонажем.

Лермонтов публиковал повести по мере написания. В каждой имеется система образов и законченный сюжет, поэтому их можно считать отдельными произведениями. Первой появилась «Тамань», за ней — «Фаталист». Позже Михаил Юрьевич решил написать «длинную цепь повестей» о Печорине и объединить их в роман.

Важнейшей задачей Лермонтова

было раскрытие характера современника, внутреннего мира своего героя.

Писатель сам принадлежал к несчастному поколению 30-х годов XIX столетия. Дворянская молодежь того периода была лишена возможности проявить честолюбивые способности: новые идеалы еще не успели сформироваться на обломках утраченных, жизненные цели как таковые отсутствовали. Вследствие «упаднической» ситуации в обществе и появились люди с характером Печорина.

Композиционная сложность романа тесно связана с психологической сложностью образа героя. Лермонтов осознанно постепенно раскрывает его характер, отказываясь от последовательного

хода событий. Каждая из кажущихся разрозненными повестей имеет отдельный сюжет и заглавие.

При составлении романа писатель употребил «кольцевую композицию». Он начинается с середины событий и доходит до кончины героя. Лишь после этого автор излагает историю с самого начала, показывая неизвестные доныне черты характеры Печорина.

В «Бэле» о нем повествует Максим Максимыч, для которого Григорий Александрович был загадкой, ведь раньше рассказчик не встречал успешных дворян с изломанной психикой. Следующая повесть также приподнимает завесу тайн над натурой героя. И лишь дневник Печорина с искренними размышлениями о жизни дает наконец-то представление о его противоречивой личности, реальных мыслях и чувствах.

Можно отметить, что вопреки правилам в романе нарушена хронологии событий, не единожды в нем меняется рассказчик. Но именно этот авторский прием позволил глубже проникнуть в духовный мир Печорина, а попутно сделать «Героя нашего времени» поистине новаторским и уникальным произведением.


Почему роман М. Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)