Маяковский, Послушайте! Что должны услышать читатели в стихотворении?
Маяковский, Послушайте! Что должны услышать читатели в стихотворении? Что должны услышать читатели в стихотворении?
Могли бы вы назвать героев этого стихотворения? Прежде всего, читатели должны услышать и прочувствовать лирический настрой поэта на постижение высокого в жизни. Зажигающиеся звезды связывают душу человека с космическим пространством.
Являясь творением Бога, они озаряют смысл человеческой жизни. Когда горит звезда, земному человеку не страшно. Маяковский создает непривычный образ Бога с жилистой рукой, напоминающий
Звезды берегут земное и в том числе спокойствие человека. Среди героев стихотворения кто-то, кому нужны звезды, зажигающиеся на небе, Бог и сами звезды.
Можно ли считать, что “кто-то” – это и есть лирический герой стихотворения, а звезды – воплощение его мечты?
За словом “кто-то” скрывается обобщенный образ человека, нуждающегося в живом участии, защите своей духовности, озарении своего жизненного пути божественным смыслом. Звезды – не просто мечта о прекрасном, но и путь воплощения ее в жизнь.
ВОПРОСЫ
Каких героев стихотворения вы можете назвать?
Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой – персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении.
Почему геликон назван “меднорожим”? (Геликон – басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя?
Меднорожим он назван и потому, что сделан из меди, но главным образом потому, что в этом инструменте символизируется неспособность к восприятию эмоционального мира другого, в данном случае – скрипки. Он произносит три слова: “дура”, “плакса”, “вытри”, проявляя нежелание и недоступность сочувствия нуждающемуся в нем.
Оркестр, некоторые инструменты которого названы в стихотворении, – коллективный свидетель лирической сценки. Сходная ситуация возникает в баснях. Почему мы утверждаем, что перед нами лирическое стихотворение? Благодаря сильнейшему накалу чувств, идущих от лирического героя, понимающего и разделяющего чувства скрипки.
Нужда во взаимопонимании сближает скрипку как особо тонкий музыкальный инструмент и человека как тонкий душевный организм. Оркестр символизирует обывательскую толпу, не воспринимающую неординарность как таковую.
ЗАДАНИЯ
Анализируя прочитанные стихотворения Маяковского, определите общность тем и настроений.
Человек в окружающем пространстве, его нужда в духовной опоре, потребность во взаимопонимании, стремление найти духовный смысл существования – вот основные темы прочитанных стихотворений.
Чередуются трагические и успокаивающие моменты в настроении лирического героя. Вторая часть названия стихотворения “Скрипка и немножко нервно” характеризует внутреннее состояние автора.
Выразите свои впечатления, возникшие при первом знакомстве с этими стихотворениями (необычность названий, образов, ритмики). Автор склонен к призывности как основному качеству своей поэзии. Основной призыв – понять друг друга, боль, заботы каждого и посильно помочь, не остаться равнодушным. Поэт метафоричен, щедр на экстравагантные формы.
Создаваемые формы необычны.
Маяковский обращается и к контрастам – духовное противостоит в его лирике бездуховному. Первые впечатления от прочитанного: поэзия раннего Маяковского необычна. Необыкновенно эмоционально сформулированы заглавия стихотворений, содержащие либо призыв прислушаться к голосу поэта, либо определение основной тональности настроения лирического героя.
Он тонок, нежен, склонен к рефлексии и саморефлексии, активен в своем сочувствии, сопереживании, стремлении достичь гармонии душевого состояния. “Мы ужасно похожи”, – говорит он скрипке, ассоциируясь с образами, заключающими в себе высокое содержание, в своем стремлении найти гармонию с миром.
Попробуйте доказать, что оба стихотворения созданы молодым поэтом примерно в одно время.
Доказать это можно, раскрыв сходство настроений и тональности этих стихотворений. Уязвимость, ранимость лирического героя Маяковского, его одиночество были характерны для творчества поэта времен начала Первой мировой войны (1914), когда и были написаны эти стихотворения.