“Послушайте!” анализ стихотворения Маяковского

Творчество многих поэтов и писателей начала ХХ века условно разделяют на дореволюционный и послереволюционный периоды. Так уж вышло в их творческой жизни, что эпоха, наступившая после Октябрьской революции, потребовала новых тем, новых ритмов и новых идей. Среди тех, кто поверил в идею революционного переустройства общества, был Владимир Маяковский, поэтому многим читателям он известен, прежде всего, как автор “Стихов о советском паспорте” и поэмы “Владимир Ильич Ленин”.

Однако были в его творчестве и лирические произведения,

например стихотворения “Лиличка!”, “Письмо Татьяне Яковлевой” или Поэма “Облако в штанах”. До революции Маяковский был одним из основателей и активных участников модернистского направления футуризм. Представители этого течения называли себя “будетлянами” – людьми, которые будут. В своем манифесте “Пощечина общественному вкусу” они призывали “бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода Современности”.

Ведь новая действительность требовала новых форм экспрессивности в выражении новых смыслов, по сути, нового языка.

В итоге это привело к созданию иной Системы

стихосложения – тонической, то есть основанной на ударении. Тонический стих становится акцентным, ведь новаторам оказался ближе “поэтический размер живого разговорного слова”. Современная поэзия должна была “вырваться из темницы книги” и зазвучать на площади, должна была эпатировать, как сами футуристы.

Ранние стихи Маяковского “А вы могли бы?”, “Нате!”, “Вам!” уже в названии содержали вызов тому обществу, с которым оказывался в конфликте лирический герой, – обществу обывателей, лишенных высокой идеи, бесполезно коптящих небо.

Но есть среди ранних стихотворений молодого Маяковского одно, в котором нет вызова и обличения. “Послушайте!” – уже не вызов, а скорее, просьба, даже мольба. В этом произведении, об анализе которого и пойдет речь, можно ощутить “бабочку поэтиного сердца”, ранимого и ищущего. Стихотворение “Послушайте!” – это не пафосное обращение к толпе, не эпатирующий призыв, а просьба к людям остановиться на миг и взглянуть на звездное небо. Конечно, фраза из этого стихотворения “Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?” известна широкому кругу читателей, ее довольно часто пародируют.

Но этот риторический вопрос заставляет задуматься о смысле жизни.

Звезда всегда была путеводной, она служила маяком в бескрайнем море. У поэта этот образ становится символом: звезда – это цель, та высокая идея, к которой нужно идти на протяжении всей своей жизни. Бесцельное существование превращает жизнь в “беззвездную муку”.

Традиционно Лирический герой в поэзии персонифицирован с помощью местоимения первого лица – “я”, как бы сливаясь с самим автором. Маяковский называет своего героя неопределенным местоимением “кто-то”. Возможно, поэт даже не надеется на то, что еще есть такие люди, кто хотел, чтобы звезды зажигались, чтобы они были.

При этом, однако, чувствуется скрытая полемика героя с той самой толпой равнодушных обывателей, для которых звезды лишь “плевочки”, ведь для него это жемчужины.

Лирический сюжет позволяет увидеть фантастическую картину: герой “врывается к Богу” и, боясь, что опоздал, “плачет, целует ему жилистую руку”, просит звезду и клянется, что не сможет без нее жить. Сразу бросается в глаза удивительная деталь – “жилистая рука” Бога. Возможно, поэту было важно подчеркнуть близость к людям даже самых высших сил, ведь жилистые руки были у рабочих – пролетариата. А может, данный эпитет, по замыслу автора, должен свидетельствовать о том, что и Бог трудится в поте лица для нашего блага.

В любом случае, эта деталь необычна и неповторима и, как многие средства в стихах Владимира Владимировича, создает яркий, запоминающийся образ, отличающий именно стиль Маяковского и остающийся в памяти надолго.

Получив звезду и определив для себя цель, герой как бы успокаивается и “ходит спокойный наружно”, но теперь он находит единомышленника, еще “кого-то”, кому больше “не страшно” в “метели полуденной пыли”. Это оставляет надежду, что крик души героя – “Послушайте!” – не будет гласом вопиющего в пустыне.

Кольцевая композиция стихотворения определяет повторение уже звучавшего вопроса о том, кому же нужно зажигать звезды. Только теперь в нем появляется восклицательный знак и слово, выражающее долженствование:

Значит – это Необходимо, Чтобы каждый вечер Над крышами Загоралась хоть одна звезда?!

Поэтому последние строки стихотворения звучат, выражаясь словами современницы Владимира Маяковского Марины Цветаевой, как “требованье веры и просьба о любви”. Можно не любить творчество Маяковского, но не признавать его мастерство, его новаторство, вселенский масштаб его чувств невозможно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Послушайте!” анализ стихотворения Маяковского