Гете-ученый. Грани личности

Метод научного исследования, предложенный Гете, и сегодня применяется в теоретической физике и астрономии. Сущность его заключается в констатации “морфологических соответствий” между макро и микрофизикой, структурами галактической Вселенной и атомом.

Творец “Фауста” и замечательных образцов лирики гордился своими достижениями в области точных наук: “Все, что я сделал как поэт, не наполняет меня гордостью. Но то, что среди современников я единственный, кому известна правда трудной науки о цветах… наполняет мое сознание

ощущением собственного преимущества над многими”.

Формирование мировоззрения Гете. Первую попытку осмыслить смысл бытия Гете сделал в 19-20 лет, во время своей болезни, после первого душевного кризиса (1768-1770). Он заинтересовался тогда средневековым фолиантом – книгой алхимика Парацельса, а со временем – мистической литературой.

Большое впечатление произвела на него книга Арнольда Готфрида “Непредубежденная история церкви и ереси”. Автор ее старался перенести в свое время (конец XVII – начало XVIII ст.) бунтарский дух XVI ст., идеи той эпохи. Изучая произведения средневековых натурфилософов,

Гете пришел к мнению о тождественности Бога и природы.

Юноша настойчиво искал путей в область потустороннего, однако не стал мистиком.

Древнеримский автор Лукреций и средневековый философ Барух (Бенедикт) Спиноза сыграли чрезвычайно важную роль в формировании философского мышления Гете материалистический пантеизм Спинозы помог поэту сформировать собственный взгляд на жизнь.

Свыше 50 лет Гете интересовался вопросами истории церкви, ее догматами и политической ролью и наконец пришел к выводу, что “в постановлениях церкви много бессмыслицы, но церковь имеет намерение руководить и держать в своих руках ограниченную толпу”.

Политические взгляды Гете никогда не были ортодоксальными. Он высказывал мысли, которые всегда выражали здравый смысл и понимания исторической ситуации. Поэт одинаково не сочувствовал и тем, кто осуществлял революцию, и тем, кто спровоцировал ее своим ошибочным поведением. Вот некоторые из его мыслей о революции, об отношениях между правительством и народом, о путях усовершенствования мира: “Революции были бы невозможны вообще, если бы правительство было всегда справедливое и своевременным улучшением жизни предотвращало недовольство народа, а не ждало, пока необходимое будет вырвано нажимом снизу”; “Революции имеют целебное действие, когда они устраняют “непреодолимые препятствия” на пути народов к умному счастливому будущему”.

В этих разных по смыслу высказываниях нет разногласий и проявлений слабости духа, зато есть трезвый практический ум, всегда присущий Гете.

Уравновешенность и гуманизм звучат и в другом выражении художника: “Настоящий либерал – это тот, кто стремится всеми возможными средствами осуществить максимум добра, но остерегается уничтожать огнем и мечом недостатки; В этом всегда несовершенном мире он удовлетворяется тем количеством добра, которое в нем есть, пока не появится общество, которое будет оказывать содействие достижению лучшего”.

Иногда великому поэту не хватало оптимизма, и тогда его одолевали сомнения относительно счастливого будущего человечества: “Настанут времена, когда мир перестанет радовать Творца, и он должен будет все снова разрушить, чтобы обновить свое творение”. “Если бы можно было сделать человечество совершенным, то можно было бы установить и совершенный порядок. Мир идет к своей цели, но не так быстро, как мы думаем и желаем. Всюду появляются демоны торможения, так что все двигается вперед, но чрезвычайно медленно”.

На протяжении жизни изменялись и совершенствовались и эстетичные взгляды Гете. Питюрмерство, “веймарский классицизм” – такой путь прошел Гете как теоретик и практик искусства слова.

В начале 70- х годов XVIII ст. в Германии появились произведения, которые свидетельствовали о новых настроениях молодого поколения писателей.

Бунтарские настроения творческой молодежи нашли свое художественное воплощение в пьесе Фридриха Максимилиана Клинкера “Буря и нажим”, 1776. Заголовок этой драмы дал название новому направлению в немецкой литературе. Участники направления высказывали бунтовщические и даже революционные взгляды, но не имели четкой политической программы.

Деятелями “Бури и нажима” была плеяда молодых писателей: Ф. М. Клинкер (1752-1831), Я. М. Р. Ленц (1751-1792), Г. Л. Вагнер (1747-1779), Ф. Г. Якобе (1743-1819), Й. К. Лафатер (1741-1801) и др. Во главе “Бури и нажима” стоял Йоганн Готфрид Гердер.

Теоретическим манифестом направления стал небольшой по объему сборник трех авторов “О немецком духе и искусстве”. Сборник содержал статьи Гердера об Оссеане, .Шекспире и песни древних народов, статьи Гете “О немецкой архитектуре” и Ю. Миозера “Раздумья о давних немецких историях”.

Взгляды Гердера стали основой литературной теории направления. Гердер проявил себя как выдающийся мыслитель, его деятельность оказывала содействие развитию в Германии философии, языковедения, исторических наук. На формирование мировоззрения этой личности повлияли произведения Ж.-Ж. Руссо.

Культ природы, провозглашенный французским просветителем, был положен в основу идеологии нового литературного движения, которое возглавили Гердер и Гете.

Идеологические взгляды “Бури и нажима” сводились к четырем основным положениям:

– природа (конкретное изображение реальной действительности);

– страсть (непосредственное изображение чувств);

– культ героической личности;

– свобода (независимость от классицистических образцов: гений сам создает образцы для наследования, не подчиняясь ни одним правилам).

Четвертое положение стало краеугольным камнем эстетики “Бури и нажима”. “Школа, принципы ограничивают любую возможность познания и творчества”,- писал Гете. С точки зрения штюрмеров, настоящее искусство должно не подражать предыдущим образцам, а создавать новые формы произведений в зависимости от содержания.

Основное значение литературы штюрмеров заключалось в том, что она провозглашала идею антифеодального протеста, выступала против унижения человеческого достоинства; главный ее недостаток – тяга к анархистскому бунтарству.

За несколько лет Гете убедился, что литературное бунтарство не дало желаемых результатов. Протест против жалкой действительности, который с большой силой прозвучал в его произведениях, не изменил эту действительность, поэтому поэт отказался от общественно-политических и эстетичных взглядов “Бури и нажима”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Гете-ученый. Грани личности