“Пра-Фауст” Гете и идеи “Бури и натиска”



“Пра-Фауст” Гете тоже был проникнут идеями “Бури и натиска”. Его герой – молодой человек, отвергающий схоластическое знание и рвущийся навстречу жизни со всеми ее радостями и горестями; к этому его побуждает сама природа, “Дух Земли”. Центр “Пра-Фауста” – трагедия естественного чувства, подобная той, о которой Гете рассказал в “Страданиях юного Вертера”. Мотивы “Пра-Фауста” сохранились в первой части “Фауста”, замысел которого, однако, в процессе создания существенно обогатился.

Герой поэмы вобрал

в себя черты и гордого богоборца Прометея, и вольнолюбивого рыцаря Геца, и “титана чувства” Вертера. Ведущим же мотивом “Фауста” сделались неутомимые искания героя (уже не юноши, как в “Пра-Фаусте”, а старца), постоянная неудовлетворенность достигнутого, неизбывное беспокойство. Гете говорил о своем герое: “Характер Фауста на той ступени, на которую подняло его из народной сказки современное мировоззрение, – это характер человека, который нетерпеливо бьется в рамках земного бытия и считает высшее знание, земные блага и наслаждения недостаточными для удовлетворении своих стремлений”.
Сам Фауст признается:

Две души живут во мне, И обе не в ладах друг с другом. Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело, Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела.

Фауст движим стремлением найти такой способ существования, при котором мечта и действительность, небесное и земное, душа и плоть совпадут, сольются. Это было вечной проблемой и для самого Гете. Человек по натуре очень земной, Гете не мог довольствоваться жизнью духа, вознесшегося над скудной реальностью, – он жаждал практических дел.

В 1776 г. Гете по приглашению герцога Карла Августа приехал в Веймар, столицу одного из карликовых немецких государств. Сделавшись тайным советником, а затем министром, он ревностно занялся судопроизводством, горным делом, дорогами, школами. Вскоре Гете понял, что реформаторская деятельность не может сколько-нибудь ощутимо изменить существующий порядок.

Вслед за взлетом надежд он испытал разочарование, усталость. Но с’ним была поэзия, хотя интонации гетевских стихотворений стали иными: ушла бурная восторженность, возросла драматическая напряженность, углубились философско-поэти-ческие раздумья, проникновеннее сделались психологизм и лирическая мечтательность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Пра-Фауст” Гете и идеи “Бури и натиска”