Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете

В творчестве Гете по возвращении из Италии отобразились новые эстетические взгляды, которые исследователи называют “веймарским классицизмом”. Поэт теперь отдавал предпочтение классическим формам античного искусства, стал сдержаннее в выражении своих идей. Его позиция отличается большей уравновешенностью. В период острых социальных стычек он весьма осторожно показывает свои симпатии и антипатии.

Это просматривается особенно чувствительно в эпической поэме “Герман и Доротея” (“Hermann und Dorothea”, 1798). Гете в этом произведении

сделал попытку исключительную и достаточно удачную – создать идеальные образцы своих современников. Главные персонажи поэмы подчиняют читателя чувством собственного достоинства, доброжелательностью, красотой и трудолюбием.

Жизнь Германа и Доротеи удивительно гармоничная, так как при любой трудной ситуации они идут по велению своих добрых сердец.

Какие бы творческие замыслы не влекли Гете, он всегда неизменно возвращался к поэзии. Формы и жанры его лирических произведений изменялись, как изменялись с годами и десятилетиями и взгляды гениального человека, который жил напряженной духовной

жизнью. Другими становились его взгляды на человека, на взаимоотношения наций и классов.

Гете склонялся к мысли, что единой силой, способной смягчить обычаи, является искусство, что только красота делает благородным каждого человека в частности и весь мир в целом.

Он не осуждал свои юношеские идеалы, но переосмыслил их в зрелой своей поэзии, внесши успокоительную поправку. Поворотный этап в развитии поэзии Гете зримо просматривается в стихотворении “Ильменау” (“Ilmenau”, 1783). Элегия “Ильменау” выражает идеал, который Гете на протяжении лет будет утверждать своим творчеством: каждый человек, князь ли это, или поэт, актер, рудокоп или крестьянин, обязан исполнять свой долг, идти по своему призванию и тем самым служить людям, улучшать жизнь и украшать землю.

Понятие обязанности становится центральным в системе моральных ориентиров Гете.

В первое веймарское десятилетие Гете написал свой второй роман “Театральное призвание Вильгельма Мейстера”. Но роман не был издан, а позднее текст был переработан для нового романа с тем же героем – “Годы обучения Вильгельме Мейстера”. С самого начала в рассказ о том, как просвещенный немецкий бюргер порывает со своей средой, со временем став выдающимся драматургом, Гете-прозаик включил несколько замечательных стихотворений.

Они являются поэтическими монологами героев, это их заветные мечты, стремления, переживания.

Миньона – девушка, почти ребенок, диковатая и бодрая, беспредельно отданная Вильгельму Мейстера, – поет песню о живописной солнечной красоте Италии, где она родилась. В этой поэзии Италия становится символом всего прекрасного и непривычного. Основной лейтмотив двух других песен Миньоны – сокровенное страдание, в котором она никогда не сознается, которое поймет лишь тот, кому знакома такая же боль души. В четвертой песне Миньоны, как и в песне беззаботной, но чуткой и самоотверженной актрисы Филины, печаль и радость сливаются.

Герои наслаждаются жизнью. Но среди веселья и счастья они не могут забыть, что блаженство не вечное, что человеку суждено пережить лишь счастливую мгновенность бытия.

Загадочный в романе о Вильгельме Мейстера образ Арфиста. Бедный незнакомый заблуда, которого приняли в трупу комедианты, исполняет песни, в которых трагизм бытия достигает апогея. Гуманизм этого стиха, как и всего цикла в общем, выражен в настоятельно повторяемой мысли: страдание объединяет людей, коллективно пережитый трагический опыт делает человечество более сильным и мужественным. “Через страдание к радости” – эта мысль Й. К. Ф. Шиллера, несомненно, была близкой и Гете.

Два великих немецких поэта – Шиллер и Гете – в 1797 г. по-дружески соревновались в написании баллад. Гете был инициатором возрождения этого жанра. Баллады Гете “Лесной король” (“Erlkonig”), “Коринфская невеста” (“Die Braut von Korinth”) и др. написаны в традициях страшной пасмурной баллады. Их первоисточниками стали античные мифы и средневековые легенды.

В балладах Гете обязательно присутствует загадочное. Гете передает ощущение ночных ужасов, таинственно, потустороннее, пагубно врывается в жизнь.

Таланту Гете была присуща универсальность. Воссоздать в слове разнообразные исторические эпохи, выразить сильные чувства, отчасти антагонистические, разгадать тайны человеческих поступков, проникнуть в недра природы – все это свойственно Гете.

Идея взаимосвязи различных культур и эпох вдохновила Гете, когда он работал над поэтическим циклом “Западно-Восточный диван” (“West-bstlicher Divan”, 1819). Диваном в восточных странах называли сборники стихотворений, расположенных в определенном порядке. Падение Наполеона, увлечение волшебной и поэтически одаренной Марианной фон Виллемер, открытие лирики Гафиза, который жил в Ширазе в XIV ст., – все это, поэтически переосмысленное, составило содержание “Западно-Восточного дивана”. Через все стихи “Дивана” проходит мысль о нетленности поэтического слова, сказанного Гафизом и другими выдающимися восточными поэтами.

Они прославляли любовь и жизнь и поэтому заслуживают бессмертия. В стихах Гете прозвучала важная мысль о единстве человеческой цивилизации, о связях различных времен и стран, о взаимообогащении культур.

На протяжении всего творческого пути Гете работал над трагедией “Фауст” (“Faust”). В 1773- 1775 гг. он создал первый набросок “Фауста”, где содержались основные сюжетные моменты. Этот, т. н. ” Пра-Фауст” в рукописях Гете не сохранился, но был выявлен в 1887 г. в записи одной из поклонниц выдающегося поэта.

В 1790 г. был опубликован “Фауст. Фрагмент”, своеобразный сокращенный вариант ” Пра-Фауста”. Его очень высоко оценил Й. К. Ф. Шиллер, с которым у Гете сложились тесные дружеские отношения.

Шиллер побуждал автора к продолжению “Фауста”. Особенно интенсивно работа велась с 1797 по 1801 года. Были написаны “Посвящение”, оба “Пролога”, сцены “Кабинет Фауста” и “Вальпургиева ночь”. Первая часть была завершена в 1806 г., а напечатана – в 1808 г.

Замысел второй части созрел в 1797-1801 гг., а к ее написанию Гете возвратился лишь через четверть столетия по настоятельным просьбам его секретаря Й. П. Эккермана. Гете завершил работу над “Фаустом” в 1831 г. Полностью трагедия была издана в 1832 г. в первом томе его “Посмертного издания произведений”.

Гете воспользовался сюжетом немецкой народной книги о докторе Фаусте. Врач и алхимик Иоганн (у Гете – Генрих) Фауст действительно жил в первой половине XVI ст. Легенда рассказывает о нем как о талантливом маге и колдуне, которому подвластны потусторонние силы, за что его ждала в аду расплата. По легенде, его удушил дьявол, что случилось около 1540 г. В 1587 г. в Франкфурт-на-Майне печатник Иоганн Шпис издал книгу, на обложке которой была надпись: “История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом колдуне и чернокнижнике.

О том, как за условленное предложение продался дьяволу, какие удивительные приключения он за это время увидел, сам начинал и подвергал испытанию, пока не постигло его, наконец, заслуженное наказание. Составлено на основе его собственных, им оставленных произведений. Собрано и приготовлено в печать для добросердечного наставления всем высокомерным, самоуверенным и безбожным людям. Пусть будет для них это страшным образцом, отвлекающим поучением…”.

Народная книга была переиздана в 1589 г., а в 1593 г. рассказ дополнен жизнеописанием Вагнера – ученика Фауста. Вагнер представляется непутевым повесой, который овладел тайной магии, а после смерти Фауста унаследовал его богатства.

Немецкую народную книгу переводили и издавали в Англии, Голландии и Франции. Английский драматург К. Марло (1564-1593) использовал сюжет для своей трагедии “Трагическая история доктора Фауста”. К сюжету о Фаусте обращались незадолго до Гете – Ф. М. Клингер и Г. Э. Лессинг.

Постепенно легенда о докторе Фаусте стала настолько популярной, что ее разыгрывали в спектаклях кукольного театра. Один из таких спектаклей Гете увидел в детстве. Так состоялось знакомство поэта с Фаустом и Рафаэлем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете