Эстетичные взгляды Гете

Следующей ступенькой в творческом становлении художника стал “веймарский классицизм” – такое название получила общая деятельность Гете и Шиллера по реализации программы эстетичного воспитания народа. Оба поэта возлагали надежду на воспитательную роль искусства, надеялись научить человека “быть чистым среди окружающей грязи, быть свободным в абсолютном рабстве”, чтобы “щедрый миг не застал поколения людей неподготовленными” в то время, когда будет изменен несовершенный общественный порядок.

Путешествуя по Италии,

Гете захватывается классицизмом. Античный мир он воспринимает как область красоты и гармонии, прямые линии античной архитектуры успокаивают душу поэта. Именно тогда формируются идейные основания нового мировоззрения Гете, концепция “веймарского классицизма”. Толчком к творческим поискам стал жизненный кризис – десять бесплодных веймарских лет.

За это время Гете получил еще один горький урок – его деятельность не улучшила жизнь народа вообще. В поисках других путей художник приходит к идее эстетичного воспитания человека. Вместе с Шиллером они разрабатывают программу такого воспитания.

“Веймарский классицизм” Гете и Шиллера был художественным экспериментом, утопическим и идеалистическим по своей сути.

Содержание его состояло в возрождении на новой жизненной почве духа античности, т. е. в обработке тогдашнего жизненного материала в духе классической гармонии.

Наибольшим художественным достижением “веймарского классицизма” стали роман Гете “Года науки Вильгельма Мастера” (1796) и его поэма “Герман и Доротея” (1798). Работая над этими произведениями, Гете настойчиво искал форму, которая бы позволила соединить идеальное с реальным, гуманистический идеал из жестокой действительностью. В поэме “Герман и Доротея” поэт использовал классицистический закон “трех единств”, который до этого не употреблялся в эпической поэме, но расширил границы времени и пространства.

Барух Спиноза (1632-1677)- нидерландский философ-материалист. За вольнодумство его отлучили от еврейской религиозной общины. Целью знания Спиноза считал господство над природой и усовершенствование человека.

Он был уверен, что существует только природа, которая является причиной самой себя, ничего не требуя для своего бытия. Спиноза свел сложную психическую жизнь к уму и страстям. Философ отождествлял волю с умом, а инстинкт самосохранения и отстаивание собственной мысли признавал основой человеческого поведения.

Оба поэта прикладывали немало усилий для развития нового направления, но их просветительская деятельность, равно как и увлечение Гете идеями штюрмерства и государственными делами, не принесла ощутимых практических результатов. И Гете, с его ясным умом и проникновенным взглядом, вынужден был признать, что искусство не способно серьезно повлиять на жизнь общества.

Эстетичные взгляды Гете не отвечают традиционным хронологическим рамкам, которыми в современном литературоведении по обыкновению отмежевывают одно от другого разные литературные направления – классицизм, сентиментализм, романтизм. Гете шел своим путем, отличным от общего.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эстетичные взгляды Гете