Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

О. Мандельштам

План

I. Трагичность судьбы О. Мандельштама.

II. “Я говорю за всех с такою силой”.

1. Мандельштам о месте человека во Вселенной.

2. Философская проблематика стихотворений поэта.

III. “Лишив меня морей, разбега и разлета…”.

У Осипа Мандельштама есть стихотворение “Нашедший подкову”. Подкова всегда приносит счастье. У Мандельштама такой “подковой”

был его поэтический талант.

И все же “подкова” не принесла ему счастье. Судьба поэта была трагична. Первый раз его арестовали в тридцать четвертом году.

Основной причиной была эпиграмма на Сталина. Второй арест – за контрреволюционную пропаганду. В пересылке под Владивостоком, не добравшись до Колымы, Мандельштам умер. Место захоронения поэта обнаружено только в конце двадцатого века, а его могила, как и могила М. Цветаевой, никогда уже не будет найдена.

Мандельштам, по словам М. Дудина, “изгой и пасынок судьбы”.

Он был высокой правде рад

И прожил жизнь свою поэтом.

И

перед жизнью виноват

Был только в этом, только в этом.

Одна из основных тем творчества О. Мандельштама – трагедия личности, народа. Вопрос о месте и назначении человека, о трагедии личности в мире хаоса поднимался Мандельштамом еще в период первой мировой войны и революции. Мандельштам не задавался вопросом принятия или непринятия революции. Этот вопрос был для него столь же нелеп, как, скажем, вопрос о принятии стихии, грозы, бури.

Другое дело – вопрос о месте человека в этой разгулявшейся “природноисторической” стихие, в этом мире хаоса, в мире, где нет гармонии. Поэт говорит об одиночестве и ненужности человека перед лицом “природноисторической бури”. Вероятно, так Мандельштам называл революцию и все последующие события.

С точки зрения Мандельштама, человек находится под властью времени и истории, любви и смерти. Жизнь человека быстротечна. Поэтому во многих стихотворениях Мандельштама звучит мотив скорби, одиночества, необратимости времени и в то же время утверждается ценность жизни: ведь как бы трудно не было, человек все равно стремится жить и любить.

Мандельштам – поэт-философ. Для его творчества характерно образно-ассоциативное мышление. Тютчевская философия становится для Мандельштама основой творчества. Его волновали проблемы взаимосвязи человека, цивилизации, Вселенной.

Человек, как крошечная песчинка, как кристаллик соли, ничтожно мал по сравнению со Вселенной. Но в то же время он велик. Разум его способен вместить всю Вселенную.

Города разрушаются, цивилизации исчезают, нет ничего вечного. И только человеческий разум не оскудевает. Однако бесчеловечная насильственная власть извращает характер человеческого существования: “Мы живем, под собою не чуя страны”.

Эти строки звучат как приговор всей узаконенной системе страха и насилия. В стихотворении показана картина разрушения даже самых нерушимых связей: со страной, с близкими людьми. Центральный образ стихотворения – воплощение какого-то безликого, дьявольского существа.

Этот “получеловек” лишен лица и речи. Бесчеловечность для него является нормой поведения. Все построено на страхе, насилии, что приводит к трагичности личности, а следовательно, и всего народа.

Помоги, Господь, эту ночь прожить:

Я за жизнь боюсь, за Твою рабу,

В Петербурге жить, словно спать в гробу.

Мандельштам как бы предчувствовал свою судьбу. Но как поэт-философ он незадолго до смерти размышлял о том, что смерть сама по себе не страшна и не трагична. Смерть – это последний шаг человека к полному растворению в безграничности бытия.

Лишив меня морей, разбега и разлета

И дав стопе упор насильственной земли,

Чего добились вы? Блестящего расчета:

Губ шевелящихся отнять вы не могли.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама