Д. И. Фонвизин. Лисица-кознодей. Кого обличает автор в этой басне?
1. Как вы поняли название басни? Почему именно Лисица вынесена в ее название?
Как вы поняли слово кознодей? О каких кознях в басне идет речь?
Справка. Кознодей — строящий козни.
Басня повествует о смерти звериного царя Льва. О его достоинствах «с восторгом вопиет» Лисица. «Взмостясь на кафедру», она перечисляет достоинства, которые якобы были присущи Льву. Слушая ее, Крот шепнул Собаке: «О, лесть подлейшая!..»
В данном тексте слово кознодей характеризует человека злонамеренного. Тем самым Фонвизин разоблачает
2. Кого обличает автор в этой басне?
В басне «Лисица-кознодей» автор обличает и злодейства умершего Льва, и злонамеренную ложь Лисицы, которая заведомо обманывает всех своих слушателей.
3. Почему басню «Лисица-кознодей» можно назвать сатирической?
Басню «Лисица-кознодей» можно назвать сатирической потому, что Фонвизин высмеивал в ней современное ему общество, прежде всего лицемерных авторов хвалебных сочинений в честь Екатерины II.
4. Почему эта басня была
Тогдашнее общество не могло спокойно принять эту басню потому, что в ней обличалось не только правление Льва, но и поведение всех приближенных владыки, тех, кто этого владыку окружал. «Лисица-кознодей» отражала нравы этого общества.
5. Какие слова, выражения, обороты речи убеждают вас, что она создана еще до появления произведений Пушкина, языком другого поколения?
Даже в названии басни употреблено слово кознодей, которое и во времена Пушкина было устаревшим. Столь же устаревшими и не употреблявшимися в литературной речи были слова и выражения: харя, подпора, вопиет, пучина благости, правда председала, порядка насадитель. Можно назвать и словосочетания: сей обряд; се царь; так была юстиция строга, что кто кого смога, так тот того в рога; правление похвально, низка тварь.
6. Чем героиня этой басни напоминает Лисиц из тех басен, которые вы только что прочли?
Представление о Лисице связывается с представлением о хитром и коварном существе у всех авторов разных стран и народов.
- В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? 1. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? Басню В. К. Тредиаковского трудно читать потому, что она написана в XVIII веке. 2. Говорится ли и в этой басне про лесть? Прочтите похвальное слово Лисицы. Лисица, захотев разжиться сыром, «вздумала такую […]...
- Козьма Прутков. Пастух, молоко и Читатель. Что высмеивается в этой пародии? 1. Что высмеивается в этой пародии? В этой пародии высмеивается попытка поучать, когда для поучения нет никаких оснований. 2. Назовите все приметы басни в данной пародии. В стихотворении «Пастух, молоко и Читатель» есть все приметы басни. В нем есть басенные герои. Можно считать событием путешествие Пастуха. Но в этом событии не ясны цель и результат. […]...
- Ж. де Лафонтен. Ворон и Лисица Ж. де Лафонтен. Ворон и Лисица 1. Что отличает Ворона Эзопа от Ворона Лафонтена? Ворон в басне Лафонтена сообразительней, чем Ворон в басне Эзопа. Он смутился по причине своей неудачи и даже поклялся, «что другого урока ему не понадобится». 2. В какой из басен говорится о лести и льстецах? О лести и льстецах говорит «дядюшка […]...
- Басни Крылова, в которых автор обличает общественные недостатки современной ему жизни При общей оценке басен Крылова надо сказать, что главные художественные достоинства их заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а» во-вторых, в поразительной выпуклости и реализме. Крылов говорит чисто-русским, народным языком; он употребляет часто уменьшительные, — «куманек», «светик», — или такие выражения и обороты речи, которые свойственны только простонародному, бытовому языку: «невеста-девушка смышляла жениха», «отколе […]...
- Тема. И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. — Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о глупости Мартышки. — Поняла ли Мартышка, что в зеркале она увидела себя? — Что ответил Медведь на Мартышкины слова? — Как отнеслась Мартышка к ним? […]...
- А. П. Сумароков. Ворона и Лисица. Прочтите, что подумала Лиса, а затем — что сказала Вороне. В чем вы видите отличие? 1. Прочтите, что подумала Лиса, а затем — что сказала Вороне. В чем вы видите отличие? В этой басне автор сначала рассказал о плане, который появился у Лисицы, а затем передал ее льстивую речь, адресованную Вороне. Так мы убедились, что Лисица думает одно, а говорит другое, чтобы добиться цели, которую она перед собой поставила. Ей […]...
- И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же? 1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить две из них — те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзопа и Лафонтена это Ворон, а у […]...
- Юмор и учение в басне Леонида Глебова «Щука» Леонид Глебов один из величайших баснописцев. Он известен нам также как поэт и общественный деятель, тем не менее ценнейший его взнос в украинскую литературу — это юмористические произведения. Одной из известнейших басен Глебова есть (басня «Щука». Она поражает своим красивым языком, яркой иронией, имеет чрезвычайно глубокое содержание. Все образы в этой басне являются аллегорическими. За […]...
- Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова «Лисица-Жалобница» Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами. — Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? (Лицемерие, коварство, хитрость). — Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? (На первое место четко выступает такая […]...
- Фонвизин — автор комедии «Недоросль» Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В то время во главе […]...
- Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Вороненок» Как вы объясните, почему басня названа «Вороненок», а не «Орел и Вороненок»? Басня названа «Вороненок» потому, что в ней именно Вороненок получает заслуженный и суровый урок. Басня говорит о глупом подражании, при котором герой стремится быть равным тому, кто не равен ему по силам. Чем можно объяснить неудачу Вороненка: неумением рассчитать силы, жадностью, заносчивостью, просто […]...
- Сочинение по басне Крылова «Обоз» В басне нарисована ситуация, которая действительно могла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя наверху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. […]...
- Какой смысл вкладывает автор в понятие «злонравные невежды»? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) В «Недоросле» Д. И. Фонвизин в сатирической форме раскрывает типичную атмосферу быта поместного дворянства, соблюдая при этом систему образов, свойственную литературному классицизму. Само название комедии говорит о ложном воспитании, а в тексте использованы «говорящие» фамилии. Семью Простаковых автор относит к отрицательным героям, применяя по отношению к ним меткое определение «злонравные невежды». Уже с первых страниц […]...
- Комментарии к басням Крылова Волк и Лисица (Крылов И. А.) КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ I. Квартет. Впервые напечатана в «Новых баснях», 1811 г.. По свидетельству современников, басня «Квартет» высмеивала открывшийся 1 января 1810 года Государственный совет, разделенный яа четыре департамента: законов (председатель кн. П. Лопухин), военных дел (гр. А. Аракчеев), гражданских и духовных дел (гр. П. За-вадовский) и государственной экономии (гр. Н. Мордвинов). «Известно, что продолжительным прениям […]...
- Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука») Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука») Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука») 1. Власть хитрости и лести в басне «Ворона и Лисица». 2. Осмеяние напыщенной бездарности в басне «Квартет». 3. Басня «Лебедь, Рак и Щука» […]...
- Эзоп. Ворон и Лисица. Как вы поняли мораль басни? 1. Как вы поняли мораль басни? Басня Эзопа убеждает нас в том, какую силу имеет лесть и как она опасна. 2. В чем выразилась неразумность Ворона? Неразумность Ворона выразилась в том, что он поддался лести хитрой Лисы и поэтому потерял свою добычу. 3. Чем подействовала на него Лиса? Лиса стала расхваливать Ворона, использовав лесть. Она […]...
- И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сделайте рисунки-иллюстрации к одной из басен 1. Сделайте рисунки-иллюстрации к одной из басен. Пробуя свои силы в создании рисунков, можно внимательно рассмотреть популярные иллюстрации к басням. Среди разных приемов изображения персонажей басен мы видим два наиболее популярных. Зверей и птиц изображают в привычном виде. Так, например, рисовали Г. Доре, В. Серов. Или животных одевают в одежду людей и сразу же показывают, […]...
- Краткое содержание: Ворона и Лисица (Крылов) Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествование: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Далее автор рассказывает историю Вороны, где-то раздобывшей кусочек сыру и взгромоздившейся с этим сыром на ель, чтобы там спокойно позавтракать. Мимо «близехонько бежала» Лиса, которая […]...
- Характеристика образа Лиса в баснях Жана де Лафонтена Лис (в рус. вар. Лисица, Лиса) — персонаж многих басен Лафонтена, образ, заимствованный из басен Эзопа и животного эпоса. Это осторожное, хитрое, льстивое существо, которое подчас одерживает победы над недалеким, простодушным зверьем, но зачастую попадает в сети собственного коварства. В общеизвестном сюжете басни «Ворона и Лисица» (Эзоп, пер. И. А. Крылова) Л. удается добыть лестью […]...
- Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1744 (по другим сведениям — 1745) года в Москве. Он происходил из старинной дворянской семьи, учился в университетской гимназии, затем на философском факультете университета. В общей сложности, он пробыл в московской гимназии и университете семь с половиной лет, до осени 1762 г. Учился Фонвизин весьма успешно. Имя его […]...
- Ворона и Лисица Ворона и Лисица Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыра; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух […]...
- Образ Сочинителя в басне Крылова Сочинитель и Разбойник» Особое место в творчестве Крылова занимает басня «Сочинитель и Разбойник». Художественно выразителен в ней образ Сочинителя. Он испытывает страх перед революцией, перед свободным словом. Его обвиняет Мегера. Но ее изуверская речь не может трактоваться как мысли самого баснописца. Сочинитель Разливал в своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат, Был, как Сирена, сладкогласен И, как Сирена, […]...
- Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Два мальчика» Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, […]...
- Биография Фонвизин Денис Иванович (1744 — 1792) Денис Иванович Фонвизин (1744 — 1792). Русский писатель, драматург, публицист Екатерининской эпохи. Фамилия Фонвизин в XVIII в. писалась в два слова, что сохранялось до половины XIX в. Правописание в одно слово окончательно было установлено Тихонравовым. Родился Фонвизин 14 апреля (по старому стилю — 3 апреля) 1745, в Москве. Происходил из лифляндского рыцарского […]...
- Крылов, Два мальчика. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, […]...
- Решение упражнений. Страницы 113-117: СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ Решение упражнений. Страницы 113-117: СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ с. 113. Школа Автор рассказывает о своей школьной жизни, о своих товарищах. Это стихотворение отражает грустное настроение (ведь ничего не вернуть) и гордость за школу (ведь школа была самой лучшей). С. Михалков гордится своей школой и безмерно благодарен ей за то, что она «открыла дверь […]...
- Как надо правильно читать басню Басни требуют особого исполнения. Их выразительно рассказывают, сохраняя темп и интонации разговорной речи. Исполнение басни в лицах отличается от рассказывания ее одним лицом. Здесь исполнители уже не очевидцы событий, а действующие лица. Они разыгрывают маленькую сценку. В басне бывает несколько героев, и всегда есть автор, который по-разному их оценивает. Например, мы чувствуем осуждение автором Волка […]...
- Система образов басен крылова Система образов. Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий […]...
- Проблематика и характеры героев по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Писатель Денис Иванович Фонвизин родился 14 апреля 1745 года в Москве. Грамоте обучался с четырех лет, учился он очень хорошо. Знал латинский, немецкий и французский языки, переводил многие басни и пьесы. Он написал большое количество художественных произведений в разных жанрах, например, в жанре поэзия: «Лисица-Кознодей», «Послание слугам моим», в жанре публицистика: «Наставление дяди своему племяннику» […]...
- Мораль басни или Актуальность Басни в современном мире Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […]...
- Образование и воспитание в семье простаковых по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Однако вернемся к семье простаковых и скотининых и посмотрим, чем заняты они, какие у них интересы, привязанности, привычки? Помещики в то время жили за счет крепостных крестьян и, конечно, эксплуатировали их. При этом некоторые из них богатели потому, что их крестьяне были зажиточными, а другие из-за того, что обдирали своих крепостных до последней нитки. Простакова […]...
- Народность басен Крылова Народность произведений Крылова можно проследить и на языке его басен. Достаточно сопоставить, сколько пословиц он включил в текст басен и сколько созданных им строк осталось жить в языке на правах пословиц и поговорок. И тех и других — множество. Например, пословица «Можно бы про это песню спеть, да чтоб кого по уху не задеть» приведена […]...
- Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту? Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту? Чем различается художественное изображение бунта в повестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»? В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обедневший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта стали крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» помещика переходить к «злому». Бунт носит […]...
- «Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин Денис Иванович Фонвизин — один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его гимназические учителя. С течением времени углублялись просветительские взгляды Фонвизина, крепло его стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической […]...
- Анализ басни Рыбьи пляски Крылова (Крылов И. А.) В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […]...
- Кажется, басня просто врет, а на самом деле ясную правду говорит Леонид Глебов был кротким человеком и глубоким лириком в душе. На его басни, стихи и загадки откликаются и взрослые, и дети. Ведь ему хватило таланта и мастерства «одеть» басню в национальную одежду, чтобы она засияла перед нами. Еще с детства маленький Леонид Глебов с увлечением слушал бабушкины сказки. Он часто задумывался, что в них участвуют […]...
- Д. И. Фонвизин — краткая биография Фонвизин Д. И. родился в 1745 г. в семье дворян в Москве. Денис Иванович получает вполне хорошее образование, занимаясь на дому. А с 1755 по 1760 гг. он поступает учиться в дворянскую гимназию, работающую при Московском Университете. А после ее окончания, Фонвизин целый год обучается на философском факультете в самом Университете, где и начинает печатать […]...
- Сатирические стихотворения < p>В начале 60-х годов Фонвизин перевел и издал басни датского писателя Гольберга, антиклерикальную трагедию Вольтера «Альзира», дидактический Роман Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» и ряд других книг. К числу оригинальных опытов относится «Послание к слугам моим — Шумилову, Ваньке и Петрушке». В «Послании» сочетаются две темы: отрицание гармонического устройства мироздания, на […]...
- «У сильного всегда бессильный виноват» Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их образы до сих пор остаются живыми и узнаваемыми. Это происходит потому, что великий баснописец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова — жгучая сатира на чиновников-самодуров, они направлены на высмеивание людских пороков: лени, трусости, лицемерия. Сравнивая две басни И. Крылова: […]...
- Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит будущее России. Комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, […]...