Образ Сочинителя в басне Крылова Сочинитель и Разбойник”



Особое место в творчестве Крылова занимает басня “Сочинитель и Разбойник”. Художественно выразителен в ней образ Сочинителя. Он испытывает страх перед революцией, перед свободным словом. Его обвиняет Мегера.

Но ее изуверская речь не может трактоваться как мысли самого баснописца. Сочинитель

Разливал в своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат, Был, как Сирена, сладкогласен И, как Сирена, был опасен

Крылов сам был писателем, сам подвергался гонениям, его преследовала цензура. В басне он признает великое значение слова:

Твоих творений яд не только не слабеет, Но, разливайся, век от веку лютеет

Слово писателя и после смерти автора оказывает мощное воздействие на людей. Басня двусмысленна: осуждается Сочинитель, но отмечается и его могучее влияние на общество, на историю, даже Мегера трепещи перед ним.

Вопрос о ценности наук баснописец поставил в “Водолазах”. Надо соизмерять свои силы, уметь “выбирать себе глубину”. Басню понимают по-разному в разное время: одни говорили о недоверии Крылова к науке, другие – что баснописец требовал

умеренного ученья, третьи считают, что речь идет об отрицании благ, идущих от науки.

В басне отражено противоречивое отношение к науке в начале XIX в. Три водолаза – это три представителя науки: ленивый ученый, использующий только готовый материал, настоящий ученый-труженик, выбирающий “по силе глубину”, авантюрист, бросающийся в черную пучину за “жемчугом” (за научными знаниями). Крылов выступает за подлинную науку, облегчающую жизнь человека, и осуждает невежество.

Крылов стал, говоря словами Пушкина, “самым народным из русских поэтов”, “истинно народным поэтом”. Все его басни являются народными по содержанию и стилю. В них не только сюжеты русские, но и персонажи все русские.

Народность басен подчеркнул Белинский: “Басни Крылова – сокровищница русского практического смысла, русского остроумия и юмора, русского разговорного языка, они отличаются и простодушием, и народностью. Крылов вполне народный писатель…”

Язык Крылова афористичен, а афоризмы часто являют собой открытия. Народ создает пословицы и поговорки, и Крылов их творит. Вот ряд пословиц, взятых баснописцем у народа: “Бедность – не порок”; “Хоть видит око, да зуб неймет”; “Из кожи лезут вон”.

Многие крыловские выражения стали народными пословицами, вошли в повседневный народный язык: “А ларчик просто открывался”; “Спой, светик, не стыдись”; “Рыльце у тебя в пуху”; “Услуга в дружбе – вещь святая”; “Хлеб слаще, нажитый трудом”; “Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова”; “Услужливый дурак опаснее врага”; “У сильного всегда бессильный виноват”; “Великий зверь на малые дела”; “Да воз и ныне там”; “Слона-то я и не приметил”; “Беда, коль пироги начнет печи сапожник”; “Худые песни соловью в когтях у кошки”; “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться”; “Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют”; “А Васька слушает да ест”. Вошли в обиходную речь названия басен, отдельные образы. Например, “демьянова уха”, “тришкин кафтан”, “сор из избы”, “медвежья услуга”, “в семье не без урода”, “хлопот полон рот”, “с пушком на рыльце”, “дело в шляпе” и др.

В народном языке Крылов искал источник обогащения изобразительных средств, оттуда черпал простонародные слова: “слух”, “рожа”, “скотина”, “дура”, “девка”, “юлит”, “шныряет”, “треснулся” и др. Тропы Крылова очень ярки и оригинальны, многие из них вошли в учебники по введению в литературоведение. Например, метонимия: “Я три тарелки съел”.

Ирония: “Отколе, умная, бредешь ты, голова?” Метафоры: “из кожи лезут вон”, “и плотно так он треснулся на царство”. В крыловских баснях стихотворная речь вобрала в себя все богатства народных речений. Они-то придали языку поэта особую выразительность демократизм.

Крыловская речь открывала перед русской литературой новые горизонты – освобождала ее от условностей карамзинистов и шишковистов, давала простор национальной самобытности.

Значение Крылова. Велика роль басен Крылова в воспитании молодого поколения: они формируют гражданина общества, патриота, демократа. Крылов разоблачил миф о добром царе, раскрыл весь механизм крепостнической системы, снял покровы с неправедного законодательства, осмеял установления Государственного совета, показал губительную власть денег.

Будучи умеренным в своих политических взглядах, Крылов выразил многие декабристские идеи. В формах аллегории он обнажил буквально все стороны жизни, запретные для других жанров.

Басни Крылова не потеряли злободневности и в наши дни: они помогают изживать недостатки людей – такие, как зависть, невежество, неблагодарность, холуйство, предательство, лень, лицемерие и т. п. Басни имеют большое историко-культурное значение. Это определил еще Белинский, писавший: “Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

Басня как жанр отошла на задний план в русской литературе второй половины XIX в. Но крыловская басня продолжала оказывать мощное влияние на творчество ряда писателей. Не без влияния Крылова басенный жанр получил развитие и в литературе. Хорошо сказал о великом баснописце Михаил Исаковский:

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ Сочинителя в басне Крылова Сочинитель и Разбойник”