Сатирические стихотворения

<

p>В начале 60-х годов Фонвизин перевел и издал басни датского писателя Гольберга, антиклерикальную трагедию Вольтера «Альзира», дидактический Роман Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» и ряд других книг. К числу оригинальных опытов относится «Послание к слугам моим — Шумилову, Ваньке и Петрушке».
В «Послании» сочетаются две темы: отрицание гармонического устройства мироздания, на котором настаивали церковники, и в подтверждение этой мысли, — сатирическое изображение жизни Москвы

и Петербурга. Речь идет о реальных слугах Фонвизина, оторых писатель спросил: «На что сей создан свет?» Дядька Шумилов сразу отказывается отвечать, не подумав. Кучер Ванька, человек бывалый, может сказать лишь одно: мир держится на корысти и обмане:
Попы стараются обманывать народ,
Слуги дворецкого, дворецкие господ,
Друг друга господа, а знатные бояре
Нередко обмануть хотят и государя.
Лакей Петрушка дополняет мысль Ваньки: нужно извлечь как можно больше выгоды, не брезгуя никакими средствами. Однако зачем создан столь дурной свет, не знает и он. Поэтому все трое слуг обращаются за ответом
к барину, но он и сам не знает этого.

Фактически, это драматическое произведение: характеры всех действующих лиц построены очень ярко, а на первом месте стоит сложная проблематика.
Басня «Лисица-казнодей» (роповедник) была написана около 1785 г. и опубликована анонимно в 1787 г. Сюжет ее заимствован из прозаической басни немецкого просветителя Х. Ф. Д. Шубарта. На похоронах Льва надгробную речь произносит Лисица, «с смиренной харею, в монашеском наряде». Она перечисляет «заслуги» и «добродетели» покойного царя, что дает Фонвизину возможность пародировать жанр похвального слова.

Проблематика басни — осуждение деспотизма и раболепия — характерная черта творчества Фонвизина, равно как и тема «скотства» (Лев «был пресущий скот», «Он скотолюбие в душе своей питал»).


Сатирические стихотворения