Система образов басен крылова



Система образов. Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы че­ловеческих отношений и быта.

Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий (крестьянин, сапожник, ловчий, повар), действу­ют животные, которые, как в народной сказке, наделены заведомо известным характером: Лисица

– воплощение хитрости и коварст­ва (“Ворона и Лисица”;), Осел – глупости и упрямства (“Осел и Со­ловей”;), Муравей – трудолюбия (“Стрекоза и Муравей”;), Волк – кровожадности и злости, а Овца – безответная жертва (“Волк и Ягненок”;, “Волк на псарне”;). “Героями”; басен могут быть также растения (“Свинья под дубом”;), предметы крестьянского быта (“Две бочки”;, “Крестьянин и Топор”;) и даже реки, тучи, камни (“Ручей и Река”;, “Туча”;, “Булыжник и Алмаз”;),

Обычно герои басен Крылова представляют собой пару и даны по принципу антитезы: сила –

бессилие (“Волк и Ягненок”;), глу­пость – ум, хитрость (“Ворона и Лисица”;). Часто такая антитеза дает название басне.

Автор всегда присутствует в басне, даже не являясь ее героем, (Например, в полемических баснях Крылов часто самого себя выво­дит под маской Соловья (“Осел и Соловей”;)). Автор – это и рассказ­чик, и умудренный опытом, немного лукавый человек, дающий свою оценку изображенному. При этом мнение Крылова-баснописца всегда соответствует многовековой мудрости, выработанной народом, а мораль басни вытекает из самой жизни.

Именно поэтому Крылов воспринимался уже его современниками как во­площение национального русского духа, а его басни стали подлин­но народными произведениями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Система образов басен крылова