Система образов басен крылова

Система образов. Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы че­ловеческих отношений и быта.

Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий (крестьянин, сапожник, ловчий, повар), действу­ют животные, которые, как в народной сказке, наделены заведомо известным характером: Лисица

— воплощение хитрости и коварст­ва («Ворона и Лисица»;), Осел — глупости и упрямства («Осел и Со­ловей»;), Муравей — трудолюбия («Стрекоза и Муравей»;), Волк — кровожадности и злости, а Овца — безответная жертва («Волк и Ягненок»;, «Волк на псарне»;). «Героями»; басен могут быть также растения («Свинья под дубом»;), предметы крестьянского быта («Две бочки»;, «Крестьянин и Топор»;) и даже реки, тучи, камни («Ручей и Река»;, «Туча»;, «Булыжник и Алмаз»;),

Обычно герои басен Крылова представляют собой пару и даны по принципу антитезы: сила — бессилие («Волк

и Ягненок»;), глу­пость — ум, хитрость («Ворона и Лисица»;). Часто такая антитеза дает название басне.

Автор всегда присутствует в басне, даже не являясь ее героем, (Например, в полемических баснях Крылов часто самого себя выво­дит под маской Соловья («Осел и Соловей»;)). Автор — это и рассказ­чик, и умудренный опытом, немного лукавый человек, дающий свою оценку изображенному. При этом мнение Крылова-баснописца всегда соответствует многовековой мудрости, выработанной народом, а мораль басни вытекает из самой жизни.

Именно поэтому Крылов воспринимался уже его современниками как во­площение национального русского духа, а его басни стали подлин­но народными произведениями.


Система образов басен крылова