“Буря” анализ стихотворения Фета
Стихотворение “Буря” Афанасия Фета – прекрасный пример того, как за счет точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создает отчетливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.
“Буря” была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный прием – олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и
На море разыгрывается буря, и оно предстает перед читателем живым существом: “злей и злей бурлит”, морская пена “прянет”, бурун “раздражительный”. В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. “Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: “Вот я вас!”” – в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими
Перечисление слов “меркнет”, “злей и злей бурлит”, “прянет”, “раздражительней”, “шипучая”, “бьет” создает живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: “как будто в берег бьет чугун”, обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами “всесилен и неумолим”, читатель в напряжении ожидает кульминации, удара… а звучит всего лишь полушутливая угроза.
С помощью этого приема Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, – как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.
Вовлечение читателя в происходящее – также частый прием у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.
Стихотворение “Буря” относится к пейзажной лирике, оно написано четырехстопным ямбом – динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации – появлении морского бога. Сброс эмоции, “перенос” читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии – вот путь, который автор предназначил зрителю.
И прочитав “Бурю”, любой ощутит себя причастным к нему.






Related posts:
- Анализ стихотворения Фета “Буря” “Вечерние огни” – итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал “Вечерние огни” чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. […]...
- Анализ стихотворения А. А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы…” Стихотворение “Учись у них – у дуба, у березы…” (1883) принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке: Кругом зима, жестокая пора. Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый… Природа […]...
- Анализ стихотворения Фета “На корабле” Большинство произведений из небольшого фетовского цикла на морскую тематику посвящено пейзажным зарисовкам, рождающим живописный, пластичный и многоликий образ вечной стихии. Идейное содержание стихотворного текста “На корабле”, датированного 1856-1857 гг., выбивается из общего ряда. Здесь на переднем плане – переживания и философские заключения лирического героя, совершающего морское путешествие. Для их изображения поэт прибегает к популярному в […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Буря” В 1829 году Пушкин составил список дорогих его сердцу женщин, разделив его на две части. Есть мнение, что в первой графе оказались дамы, которых поэт любил сильнее, во второй – представительницы прекрасного пола, вызывавшие у Александра Сергеевича симпатию. В этом своеобразном рейтинге фигурируют буквы “NN” – так называемая “утаенная любовь” Пушкина. В литературоведении принято считать, […]...
- Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы А. А. Фета принадлежал к представителям “чистой лирики”. Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать внутреннюю взаимосвязь мира человека и природы. Первая строфа несет в себе идею стихотворения – это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которая приносит жизнь. В […]...
- Анализ стихотворения Фета “Море и звезды” Отношения Афанасия Фета с супругой, Марией Боткиной, складывались весьма непросто. Этот брак поэт заключил по расчету, хотя всю жизнь любил другую женщину, Марию Лазич, погибшую при весьма странных обстоятельствах. Фет винил себя в ее смерти, считая, что если бы женился на девушке из небогатой семьи, то был бы по-настоящему счастлив. Уже через несколько лет после […]...
- Анализ стихотворения Фета “Морская даль во мгле туманной…” “Морская даль во мгле туманной…” (1857) – одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фет пришел не сразу. Интерес к ней возник в 1840-е годы вместе с повышенным вниманием к античной поэзии. Впечатления, положенные в основу большинства стихотворений о море, получены Афанасием Афанасиевичем во время […]...
- Анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы” Лингвистический анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”. Учись у них – у дуба, у березы Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за […]...
- “Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении […]...
- Сочинение по картине: И. К. Айвазовского “Буря” Иван Константинович Айвазовский – известный маринист. Большая часть картин, написанных этим художником, изображает водную стихию. В этой области он был и остается непревзойденным мастером. Картина “Буря” написана Айвазовским в 1872 году. Ф. М. Достоевский писал: “Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер – без соперников… В его буре есть […]...
- Анализ стихотворения Фета “Кот поет, глаза прищуря…” Произведение 1842 г., включенное в цикл “Снега”, предваряют стихотворения, изображающие мертвенную красоту зимней природы. Зловещий степной ветер, играющий снегом, или печальное великолепие березы, убранной по “прихоти” мороза, – пейзажные образы сложны, исполнены противоречий. Анализируемый поэтический текст отличается от своих “предшественников” принципиально иной позицией лирического субъекта. Последний наблюдает за непогодой из теплой комнаты. Читатель чувствует неопределенность […]...
- Анализ стихотворения Фета Вечер Афанасий Фет написал свое произведение под названием, весьма кратким, но точным – “Вечер”. Оно было написано в 1855 году жизни поэта. Это произведение очень реалистично описывает природу и все эмоции, которые переживаешь, когда чувствуешь на себе эту погоду и окружающую природу поздно вечером, когда солнце заходит, когда закат появляется, когда ветерок тихо шуршит в ветвях […]...
- Анализ стихотворения А. Фета “После бури” Стихотворение А. А. Фета “После бури” датируется 1870 годом. В этот период автор активно переписывался с Л. Н. Толстым, который проявлял живой интерес к его творчеству и восторженно отзывался о многих стихах, в том числе, и о стихотворении “После бури”. Стихотворение относится к природной лирике – одному из основных направлений творчества поэта. А. А. Фет […]...
- “Музе” анализ стихотворения Фета Начиная анализ стихотворения А. Фета “Музе”, следует в первую очередь обратить внимание на время его написания. В 1882 году поэту было уже шестьдесят лет, свет увидели несколько сборников его произведений, позади осталась непростая история с возвращением дворянства и фамилии Шеншин. Поэтому стихотворение “Музе” скорее философское, чем лирическое, на первый план выходят размышления автора о своем […]...
- Анализ стихотворения ФЕТА “ЛАСТОЧКИ” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Ласточки” было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его – непостижимость творческого процесса, вдохновения. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления. В основе композиции стихотворения – сопоставление природного явления и процесса человеческой жизни. Полет ласточки “над вечереющим прудом”, ее “дерзновенье” напоминают […]...
- Анализ стихотворения Фета “Сад весь в цвету” Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими “весенними порывами”, темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект ” Я видел твой млечный, младенческий волос…”, одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота […]...
- Анализ стихотворения Фета “Я потрясен, когда кругом В последние годы жизни Афанасий Фет все реже и реже обращался к пейзажной лирике. На смену легким и изысканным стихам пришли философские рассуждения о смысле бытия, в которых автор пытался найти ответ на вопрос, зачем же он живет. Действительно, Фет достиг своей заветной цели, вернув себе не только утраченное состояние, но и дворянский титул. Тем […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весенние мысли” Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – “Уж верба вся пушистая…”, “Еще весны душистой нега…”, “Я пришел к тебе с приветом…”, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весна на дворе” Тема весны занимает значительное место в творческом наследии Фета. Поэт тонко чувствовал гармонию и красоту пробуждающейся природы, особое внимание уделяя описаниям переходных состояний. В его пейзажной лирике читатель обнаруживает огромное количество небольших и на первый взгляд не слишком значительных подробностей, касающихся жизни окружающего человека мира. Часто состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Как правило, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Теплым ветром потянуло…” Реализации мотива сна в фетовской лирике разнообразны. В поэтических текстах, посвященных изображению природы, спокойствием сна объяты деревья и цветы, море и воздух, курганы и земля. Через мотив сна и грезы передаются авторские философские убеждения и движения души. Лирический герой именует свое внезапное прозрение, позволяющее приблизиться к тайнам бытия, пониманием “всемирного сна” природы. Окончание земного существования […]...
- “Первый ландыш” анализ стихотворения Фета Еще с момента выхода в свет первого сборника стихов Афанасий Фет приобрел репутацию искусного художника слова. Его описания природы, заставляющие видеть красоту окружающего мира, с каждым годом становились утонченней и выразительнее. Стихотворение “Первый ландыш” написано в 1854 году, когда свет увидели уже два сборника Фета. В “Первом ландыше” каждое слово, как и в других стихах, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Италия” В 1856 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, девушки из весьма зажиточной купеческой семьи. В качестве свадебного подарка молодые решили отправиться в заграничное путешествие и побывали во многих европейских странах, которые так мечтал увидеть поэт. Сам Фет в юности учился в Германии, однако об этой стране, которая являлась родиной его предков, у молодого человека […]...
- Анализ стихотворения Фета “Из дебрей туманы несмело…” Своими занятиями сельским хозяйством и жизнью в окружении природных красот Фет невероятно дорожил. Как человек умный и в предмете хорошо разбирающийся Афанасий Афанасиевич далеко не каждой погоде был рад. В письмах к друзьям и знакомым он нередко либо выражал недовольство засухой, либо опасался проливных дождей, ведь и то, и другое могло в итоге привести народ […]...
- Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Буря на Черном море” Выдающийся русский художник-маринист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский создал множество картин, на которых изображено море. Все произведения великого художника завораживают, заставляют забыть обо всем, проникнуться величием и силой грозной морской стихии. Картина “Буря на Черном море” была создана в 1873 году. Мы видим страшный шторм. Огромные волны, грозовое небо, затянутое тучами. Морская стихия не на шутку […]...
- “Майская ночь” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение Афанасия Фета “Майская ночь”, созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов “Вечерние огни”. Оно относится к Любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре. В сборнике целый […]...
- Анализ стихотворения Фета “Осень” Афанасий Фет умел очень тонко чувствовать окружающий мир и передавать его красоту в своих стихах. Более того, его собственное настроение нередко менялось от того, что он видел во время прогулок или же из окна родового поместья. Но бывало и так, что ощущения поэта оказывались созвучными тому, что происходит в природе. И тогда рождались стихи наподобие […]...
- Анализ стихотворения Фета “Уснуло озеро; безмолвен лес Афанасий Фет по праву считается мастером пейзажной лирики, и большинство его стихотворений раннего периода творчества посвящено красоте родной природы. К ним, в частности, относится произведение под названием “Уснуло озеро; безмолвен лес…” , созданное в 1847 году и ставшее своеобразным гимном тихой летней ночи. При жизни Афанасия Фета часто критиковали за беспредметность стихов, однако последующие поколения […]...
- Анализ стихотворения Фета “Жизнь пронеслась без явного следа…” Тесную связь поэзии и философии Фет осознал еще в студенческие годы, находя ее примеры в творчестве любимых авторов – Гете и Шиллера. Чуть позже Афанасий Афанасиевич сильно хотел заняться изучением трудов Канта, но время не позволяло – значительную часть жизни забирала военная служба. Уделять должное внимание философии поэт смог только, начиная с 1860-х годов. При […]...
- Анализ стихотворения Фета “Диана” Успешная переводческая деятельность Фета, начало которой приходится на студенческие годы, побудила его к написанию собственных произведений в античном духе. Большинство стихотворений, созданных под влиянием наследия Горация и других древних авторов, относится к 40-50 гг. XIX в. Если органичные, оригинальные по тематике и форме фетовские творения часто подвергались критике, то антологическая лирика была встречена одобрительно, благосклонно […]...
- Анализ стихотворения Фета “Прости! во мгле воспоминанья…” Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического “я”? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ “пылающего камина”. К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак – молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. […]...
- “Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […]...
- Анализ стихотворения “Учись у них – у дуба, у березы…” Фет “Учись у них – у дуба, у березы…” (1883). Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке: Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый… Природа […]...
- Анализ стихотворения “Весенний дождь” А. А. Фета Стихотворение “Весенний дождь” – типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ведущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Ведущим мотивом здесь является свет. Запоминается образ купающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные координаты художественного пространства. Наиболее ярким является образ избушки в золотой пыли. Стихотворение динамично. “Трепещет, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тополь” Осеннее увядание и наступление “жестокой поры” зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним […]...
- Анализ стихотворения Фета “Еще вчера, на солнце млея…” Фет – приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения – не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств, ими порожденных. В лирике Афанасия Афанасиевича царили три темы: любовь, назначение поэта и поэзии, природа. Обо всем остальном он предпочитал посредством рифм не говорить. Фет […]...
- “Учись у них – у дуба, у березы…” анализ стихотворения Фета, сочинение Афанасий Фет написал стихотворение “Учись у них – у дуба, у березы…” в 64 летнем возрасте. Оно тепло было встречено читателями. Шел последний день 1883 года. Зимой поэт жил в Москве и, как всегда, много писал. Вышеназванное лирическое произведение было создано утром и уже отредактировано до начала новогоднего вечера. Один из исследователей творчества Фета определил […]...
- “Сияла ночь. Луной был полон сад” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение “Сияла ночь” было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Все вокруг и пестро так и шумно Личная драма Афанасия Фета долгое время являлась тайной за месью печатями не только для друзей поэта, но и для его семьи. Лишь после смерти Фета были найдены его дневники и многочисленные стихи, адресованные отнюдь не супруге, а Марии Лазич – девушке, от любви к которой поэт в свое время отказался из-за меркантильных соображений. В 1856 […]...
- Анализ стихотворения Фета “Вольный сокол” Лирический герой фетовских творений, погруженный в совершенный мир природы, много знает о поведении и образе жизни птиц. Воробей, купающийся в песке перед дождем, или последняя песня “любовника роз” соловья, неожиданно прозвучавшая над угрюмым садом, – образы крылатых персонажей детализованы, логичны, соотнесены с лирической ситуацией. Органично вписанные в реальный сюжетный план и окруженные положительным эмоциональным контекстом, […]...
- Анализ стихотворения Фета Весенний дождь Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт, который большое внимание уделял в своих стихах природе, ее красоте и непостоянному характеру. Природа – это явление свыше – это замечание как будто бы проскальзывает у него […]...