Анализ стихотворения Фета “Тополь”

Осеннее увядание и наступление “жестокой поры” зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним миром, так и с преисподней, и согласуют земной жизненный цикл с естественным ходом времени.

Дуб и береза в фетовской

трактовке становятся символами мудрости, стойкости, терпения и веры.

Стихотворение 1859 г. начинается с изображения безотрадной пейзажной зарисовки, которая нетипична для радостного мировосприятия автора. Зафиксировав внимание на тревожном знаке – тишине прежде многоголосого сада, поэт словно складывает мозаику из сумрачных деталей. Нагнетается лексика с семантикой печали и физического конца, наделенная отрицательными коннотациями: “потух”, “мертвыми”, “смертный недуг”, “тлетворный”. Широко используются анафорические конструкции: дважды упоминается лексема “последний”,

за прилагательным “унылыми” следует однокоренное отглагольное существительное.

Завершает череду повторов компаратив “мрачнее”, данный в двух вариантах формы.

Миру, охваченному атмосферой тоски и предчувствиями смерти, противостоит образ тополя, одиночество которого также отмечено в двух эпизодах поэтического текста. Дерево, подобно близкому другу, становится адресатом лирического послания во втором и третьем катренах.

Центральная и заключительная части стихотворения объединены с помощью глаголов второго лица единственного числа: “таишь”, “лепечешь” и др. Личные формы глаголов служат и средством создания антропоморфного образа, который может скрывать или сообщать информацию. Главным же свойством тополя становится способность припоминания. С учетом последнего обстоятельства складывается его сложная символика, утверждающая связь образа с категориями мужества, памяти и надежды.

Герой восхищается неизменностью, твердостью позиции своего адресата, верностью воспоминаниям о прекрасных “вешних днях”.

Еще одна знаковая деталь – ветви, поднятые вверх, “к небесам”. Они задают духовно-пространственные ориентиры, заставляя оторваться от унылого разглядывания разбросанной под ногами листвы. Ободренный, воспрянувший духом, устремивший свои помыслы к горней выси – финал представляет лирического субъекта, усвоившего урок мудрости, который преподал тополь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Тополь”