Анализ стихотворения Фета “Диана”

Успешная переводческая деятельность Фета, начало которой приходится на студенческие годы, побудила его к написанию собственных произведений в античном духе. Большинство стихотворений, созданных под влиянием наследия Горация и других древних авторов, относится к 40-50 гг. XIX в. Если органичные, оригинальные по тематике и форме фетовские творения часто подвергались критике, то антологическая лирика была встречена одобрительно, благосклонно и даже восторженно.

Исследователи оценили спокойно-созерцательную позицию лирического “я”, выразительную пластичность деталей, строгость классического метра, тонкую звукопись.

“Диана” 1847 г. заслужила единодушно высокую оценку критиков, посчитавших ее “перлом”, образцом жанровой разновидности, служащей для описания статуй и художественных полотен. Свежие мотивы субъективного восприятия преображают устоявшуюся форму “немой поэзии ваяния”, по выражению Боткина.

Художественное пространство произведения охватывает две сферы, реальную и воображаемую. Оба плана представлены через призму восприятия лирического героя: в первом случае он разглядывает статую в парке, во втором – “оживляет” ее в своих мечтах.

“Блестящая нагота” скульптуры демонстрирует величественную красоту древней богини и восхищает совершенством форм. Точка наблюдения отделена от объекта небольшим расстоянием: герой любуется прекрасным изваянием, мелькающим среди деревьев и отраженным в водной глади.

Следующий эпизод меняет план изображения, словно созерцатель подошел к Диане вплотную и рассматривает ее лицо. Описание завершается двумя выразительными оксюморонами: “недвижностью вниманье” и “чуткая и каменная”. Художественный прием подчеркивает противоречивость ощущений лирического “я”, уловившего биение жизни в неподвижном камне.

Портретные характеристики сопровождает замечание, отсылающее к богатым культурным ассоциациям, которые связаны с мифологической “специализацией” античной богини – родовспоможением.

Ветер, колеблющий воду, порождает прихотливую иллюзию: герою кажется, что каменная фигура приобретает способность к движению. Лирический субъект ожидает чудесного явления персонажа из плоти и крови – изящной охотницы с колчаном на плече. Финальное двустишие обозначает трагический разрыв между идеалом и реальным потоком жизни, горячим желанием воскресить “красу недвижимую” и осознанием невозможности его исполнения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Диана”