Анализ стихотворения Фета “Сад весь в цвету”



Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими “весенними порывами”, темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект ” Я видел твой млечный, младенческий волос…”, одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота и “сладко вздыхающий” голос.

О непостижимой и упоительной

власти красоты говорится в стихотворном тексте 1884 г. Для изображения внутреннего состояния героя, явленного в зачине, автор избирает безглагольные конструкции, акцентируя внимание на традиционных символах весеннего сада и заходящего солнца. Последние соотносятся с расцветом души, выраженным сложным авторским эпитетом “освежительно-радостно”.

Центральные строфы вносят новые ноты в настроение лирического “я”: он живет ожиданием загадочной, несомненно романтической встречи. Тайной окутан и окружающий мир, пробудившийся от холодного сна. Сложные чувства иллюстрирует афористичный оксюморон

“непостижна” – “ясна”.

Он подчеркивает противоречие между скрытым сокровенным смыслом и явной выраженностью внешних признаков природной трансформации.

Оппозиция “стою” – “иду” также касается внешней стороны жизни лирического “я”. В этом случае антитеза не выглядит подлинным противопоставлением. Она обрамляется анафорой “вот”, демонстрирующей безразличие к активному началу и переключающей внимание на духовую сферу.

В финале ситуация развивается: теряют важность эмоциональные порывы. Радость и печаль меркнут перед встречей с тайной, которая характеризуется при помощи церковнославянизма “благодатная”. Художественный прием указывает на особый, высокий и значительный статус встречи, вызывая в памяти читателя образ Прекрасной Дамы Блока, одного из последовательных продолжателей идей фетовской лирики.

Необычен ритмический рисунок произведения: чтобы передать обязательную паузу, автор разделяет первую строку на два отрезка. В результате возникает оригинальный строфический “портрет”, сочетающий пару коротких и одну длинную строки. Дактилический размер, к которому прибегает поэт, применяется в рамках семантического ореола, устоявшегося в русской лирической традиции.

Он служит выражением тем ожидания и страстных устремлений души.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Сад весь в цвету”