Анализ стихотворения Фета “Еще вчера, на солнце млея…”



Фет – приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения – не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств, ими порожденных. В лирике Афанасия Афанасиевича царили три темы: любовь, назначение поэта и поэзии, природа.

Обо всем остальном он предпочитал посредством рифм не говорить. Фет искренне считал, что высказывания, касающиеся политики, экономики, социальных проблем, не достойны быть облаченными в стихотворную форму. Интересно,

что при этом в жизни Афанасий Афанасиевич оставался человеком вполне приземленным. В облаках он никогда не витал, слыл крепким хозяйственником.

Современники нередко насмехались над поразительным несоответствием. Им было не понять, как можно обожествлять поэзию и вместе с тем эффективно управлять имением. Фета их издевательства не особо трогали, меняться он не собирался.

Зачастую Афанасия Афанасиевича интересовали переходные состояния в мире природы, начало того или иного явления. Это видно на примере пейзажного стихотворения “Еще вчера, на солнце млея…”. В центре внимания поэта оказывается

промежуток между осенью и зимой. Лирический герой удивляется, как быстро одно время года сменило другое.

Он замечает, что еще вчера на деревьях оставались последние листья, бархатным ковром лежала пышно зеленеющая озимь – посевы однолетних злаков, прорастающие осенью и проводящие зиму под снежным покровом. Во второй строфе в негативном ключе упоминается сосна, которую поэт называет надменной и непобедимой. Зачастую в культуре это вечнозеленое дерево воспринимается в качестве символа долголетия, бессмертия. У Фета оно служит олицетворением пребывания вне времени, отсутствия изменений.

Кроме того, сосна для него – пример холодной безжизненной красоты. В третьей строфе констатируется исчезновение лета, при этом речь явно идет о завершении осени. Далее следует описание пейзажа, характерного для первых зимних дней, – в полях не пасутся стада, унылы стали леса без травы и листьев.

Бело, пусто, тускло, неприютно. Финал стихотворения получился сказочным, волшебным благодаря использованию нетривиальных средств художественной выразительности. Завершается осень – на смену царству злаков приходит царство горных хрусталей.

Кажется, перенестись из одного царства в другое можно только волей невидимых глазу фей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Еще вчера, на солнце млея…”