Анализ стихотворения Фета “Кот поет, глаза прищуря…”
Произведение 1842 г., включенное в цикл “Снега”, предваряют стихотворения, изображающие мертвенную красоту зимней природы. Зловещий степной ветер, играющий снегом, или печальное великолепие березы, убранной по “прихоти” мороза, – пейзажные образы сложны, исполнены противоречий.
Анализируемый поэтический текст отличается от своих “предшественников” принципиально иной позицией лирического субъекта. Последний наблюдает за непогодой из теплой комнаты. Читатель чувствует неопределенность ситуации: по всей вероятности,
Судя по безапелляционности тона, это не няня или гувернантка, а кто-то из родителей.
Противопоставление домашнего уюта и покоя разгулу зимней бури – основная антитеза, которая организует композицию текста. Первую часть стилистической фигуры символизирует “песня” мирно дремлющего кота, вторую – свист ветра, буря и снег за окном. Чтобы представить картину законченной и объемной, поэт задействует аллитерацию с опорой на согласные “р” и “с”.
Тот
Рефрен, который еще раз акцентирует основные компоненты антитезы, расставляет четкие границы художественного пространства: в комнатах господствуют порядок и уют, за пределами дома – хаотическая вакханалия стихии. Показательно соотношение лексем “играет” – “игрушки”, которые относятся к противопоставленным сегментам художественного мира. Первая из них характеризует пугающую мощь непогоды, а вторая обладает исключительно мирными коннотациями.
Категоричность приказа взрослого, прямая речь которого звучит в центральном четверостишии, зависит от интонации конкретного чтеца. Можно вложить в текст ласковые увещевательные или твердые повелительные нотки. Легкое или более выраженное раздражение вызвано тревожным ожиданием окончания бури.
Ребенок не разделяет чувств родителя: он убаюкан мерным мурлыканьем и не сомневается в надежности дома-крепости.
Нервное состояние персонажа-взрослого близко лирическому герою. В финальном катрене точкой “атаки” зимней стихии становится окно – прозрачная, хрупкая и уязвимая граница семейной гармонии. Оба взрослых встревожены: они следят за звучанием второй акустической доминанты, символизирующей враждебные и разрушительные внешние силы.
- Анализ стихотворения “Весенний дождь” А. А. Фета Стихотворение “Весенний дождь” – типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ведущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Ведущим мотивом здесь является свет. Запоминается образ купающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные координаты художественного пространства. Наиболее ярким является образ избушки в золотой пыли. Стихотворение динамично. “Трепещет, […]...
- “Буря” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Буря” Афанасия Фета – прекрасный пример того, как за счет точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создает отчетливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения. “Буря” была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно […]...
- “Ее глаза” анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение “Ее глаза” было написано в 1828 году. Оно посвящено 20-летней Анне Олениной, дочери президента Академии художеств. Пушкин был влюблен в красавицу в 1828-1929 годах. Анна, очевидно, отвечала ему взаимностью, называя поэта “самым интересным человеком своего времени”. Известно, что Пушкин сватался к Олениной, но был отвергнут. Есть разные мнения о причине отказа. По […]...
- Анализ стихотворения Фета “На корабле” Большинство произведений из небольшого фетовского цикла на морскую тематику посвящено пейзажным зарисовкам, рождающим живописный, пластичный и многоликий образ вечной стихии. Идейное содержание стихотворного текста “На корабле”, датированного 1856-1857 гг., выбивается из общего ряда. Здесь на переднем плане – переживания и философские заключения лирического героя, совершающего морское путешествие. Для их изображения поэт прибегает к популярному в […]...
- Анализ стихотворения Есенина “Голубая кофта. Синие глаза…” Согласно свидетельству Софьи Андреевны Толстой, третьей и последней супруги Есенина, в октябре 1925 года он увлекся созданием небольших стихотворений. В итоге на свет появились около десятка коротких произведений, состоящих из шести или восьми строк. Среди них – “Голубая кофта. Синие глаза…”. Скорей всего, текст связан с отношениями Сергея Александровича с новой женой, официально брак с […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Глаза” Марина Цветаева родилась в интеллигентной московской семье и до самого совершеннолетия не задумывалась о том, что ее жизнь может быть другой, лишенной простых семейных радостей, домашнего тепла и уюта. Конечно, поэтесса догадывалась о том, что многие люди живут по-другому, но никогда всерьез не пыталась постичь ту часть человеческого бытия, которое связано с болью, ненавистью и […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Ее глаза” Пушкин познакомился с Анной Алексеевной Олениной, которая была младше его на девять лет, еще в конце 1810-х. Пик влюбленности в нее пришелся на период с 1828 по 1829. Девушка отличалась привлекательной внешностью, хорошим образованием, она великолепно пела и иногда сочиняла музыку, водила знакомство с Грибоедовым, Алябьевым, Батюшковым, Кипренским. Вяземский называл красавицу “бойкой штучкой”, а Пушкин […]...
- “Глаза” анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение “Глаза” было написано в 1918 году, когда первое потрясение Октябрьской революции ушло, люди убедились, что новый строй – надолго, и в общем-то не очень понимали, как в этой новой стране жить. Это непонимание и растерянность не могли не задеть семью Цветаевых. Поэтесса жила в Москве, голодной и неуютной, ее супруг воевал в рядах Белой […]...
- Анализ стихотворения А. Фета “После бури” Стихотворение А. А. Фета “После бури” датируется 1870 годом. В этот период автор активно переписывался с Л. Н. Толстым, который проявлял живой интерес к его творчеству и восторженно отзывался о многих стихах, в том числе, и о стихотворении “После бури”. Стихотворение относится к природной лирике – одному из основных направлений творчества поэта. А. А. Фет […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Вчера еще в глаза глядел Марина Цветаева периодически влюблялась и в женщин, и в мужчин. Среди ее избранников был и Осип Мандельштам, с которым Цветаева познакомилась в 1916 году. Этот роман протекал весьма своеобразно, так как влюбленных разделяли сотни километром. Мандельштам жил в холодном и промозглом Петербурге, считая этот город самым лучшим на земле. Цветаева же с трудом представляла себе […]...
- Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо получилось описать образ зимы, и является одним из лучших произведений С. Есенина, где описывается природа. Автор искусно расписывает снегопад, и изобразил […]...
- Анализ стихотворения Фета “Как нежишь ты, серебряная ночь…” В фетовских творениях зрелого периода усиливаются тютчевские мотивы. Они вносят новые оттенки смысла в изображение ночи, излюбленного времени обоих авторов. Великолепный, исполненный драгоценного мерцания, загадочного шума и цветочных ароматов пейзаж Фета дополняется ощущениями героя, свидетельствующими о странном прозрении. Пристальное созерцание звездной панорамы позволяет смотреть “из времени в вечность”. Однако тайны “живого алтаря мирозданья” не страшат, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Люблю глаза твои, мой друг В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой. В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Чудная картина” Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются […]...
- Анализ стихотворения Фета “Добро и зло” Автор, верный концепции романтического двоемирия, декларирует устремленность к вневременным категориям как достойную цель поэзии. Творчество вдохновляет, позволяет воспарить “в мир стремлений”, противопоставленный “раздраженной волне” людской суеты. Владеющий даром художественного слова – небесный посланник, пришедший “с вестью из рая”. В философском произведении 1884 г. стихотворец, умудренный жизнью и стяжавший славу, напутствует молодое поколение, полное дерзости и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Буря” “Вечерние огни” – итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал “Вечерние огни” чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Деревня” Поэтический текст 1842 г. относится к раннему периоду творчества, ко времени обучения автора в Московском университете. Тогда же фетовские произведения напечатали два столичных журнала. Публикациям в периодике предшествовал выход первого сборника, который был оценен критиками как многообещающий, хотя во многом подражательный. Настроение “Деревни” задает лексическая анафора “люблю”, которая напоминает читателю лермонтовскую “Родину”, созданную годом раньше. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весна на дворе” Тема весны занимает значительное место в творческом наследии Фета. Поэт тонко чувствовал гармонию и красоту пробуждающейся природы, особое внимание уделяя описаниям переходных состояний. В его пейзажной лирике читатель обнаруживает огромное количество небольших и на первый взгляд не слишком значительных подробностей, касающихся жизни окружающего человека мира. Часто состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Как правило, […]...
- Анализ стихотворения ФЕТА “ЛАСТОЧКИ” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Ласточки” было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его – непостижимость творческого процесса, вдохновения. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления. В основе композиции стихотворения – сопоставление природного явления и процесса человеческой жизни. Полет ласточки “над вечереющим прудом”, ее “дерзновенье” напоминают […]...
- Анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы” Лингвистический анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”. Учись у них – у дуба, у березы Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тихая, звездная ночь” Мягкий свет месяца и звезд наделяет фетовские картины ночной природы притягательной красотой. Высокие и царственно прекрасные “огни безоблачных небес” сообщают окружающему миру характерный серебристый блеск, подчеркивающий естественную гармонию обыденных деталей, которой очарован лирический герой. В ясную и спокойную ночь романтического созерцателя ждут долгожданные события: это и время встреч с возлюбленной, и миг откровения, позволяющий вглядеться […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весенний дождь” (2) Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно. Тонкая лирика и умение […]...
- Анализ стихотворения Фета “Прости! во мгле воспоминанья…” Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического “я”? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ “пылающего камина”. К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак – молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Еще люблю, еще томлюсь…” Позднее творчество поэта расцвечено любовной тематикой, причины загадочного появления которой не раскрыты до сих пор. Часть стихотворений ретроспективна, и ее связывают с трагической гибелью Марии Лазич, мучительными воспоминаниями об утраченном счастье. Однако имеются и другие творения, изображающие свежие и яркие переживания. Критики и читатели с удивлением встречают в фетовских стихах, написанных за один-два года до […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ночь крещенская морозна…” Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла “Гадания”, сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего – веселые и юные “сестрицы”, которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении ” […]...
- Анализ стихотворения Фета “Серенада” В художественном мире Фета поздний вечер нередко знаменует собой время успокоения и отдыха. Шум и говор “скучного голоса дня” сменяется тишиной и далекими приглушенными звуками. Зажегшиеся звезды предваряют явление “неподвижной”, “немой” ночи. В идейную концепцию “вечерней” тематики органично вписывается мотив сна, возникающий в произведениях ” Теплым ветром потянуло…” или ” Перекресток, где ракитка…” Разрабатывая тему, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Еще одно забывчивое слово…” “Еще одно забывчивое слово…” – стихотворение, написанное в 1884 году и вошедшее во второй выпуск сборника “Вечерние огни” (1885). Если смотреть на расположение произведения в книге, то становится понятно – оно соотнесено одновременно с интимной и философской лирикой. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает герой преклонных лет. Любовь для него осталась в прошлом. Воспоминания о […]...
- Анализ стихотворения Фета “Перекресток, где ракитка…” 1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл “Гадания”. Заглавие отражает основную тему стихотворений – святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой “Светлане” Жуковского, а также пушкинскому “Онегину” и колоритной гоголевской “Ночи перед Рождеством”. Фетовские творения наследуют особую атмосферу старинного праздника, в которой веселое любопытство и озорство юности сочетаются с […]...
- Анализ стихотворения Фета Вечер Афанасий Фет написал свое произведение под названием, весьма кратким, но точным – “Вечер”. Оно было написано в 1855 году жизни поэта. Это произведение очень реалистично описывает природу и все эмоции, которые переживаешь, когда чувствуешь на себе эту погоду и окружающую природу поздно вечером, когда солнце заходит, когда закат появляется, когда ветерок тихо шуршит в ветвях […]...
- Анализ стихотворения Фета “В лунном сиянии” Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и “лунного серпа”, которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование “серебром окаймленной” темноты, отправляется на прогулку или с […]...
- Анализ стихотворения Фета “Когда мечтательно я предан тишине…” Весной 1845 года Фет, служивший тогда в кирасирском полку, познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала и высоко ценила его лирику. Кроме того, она обладала музыкальным слухом, прекрасно играла на фортепиано. Афанасий Афанасиевич влюбился в нее. При этом поэт всегда понимал, что вместе им быть не суждено. У Лазич отсутствовало приданое. Фет на тот […]...
- Анализ стихотворения Фета Весенний дождь Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт, который большое внимание уделял в своих стихах природе, ее красоте и непостоянному характеру. Природа – это явление свыше – это замечание как будто бы проскальзывает у него […]...
- “Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Море и звезды” Отношения Афанасия Фета с супругой, Марией Боткиной, складывались весьма непросто. Этот брак поэт заключил по расчету, хотя всю жизнь любил другую женщину, Марию Лазич, погибшую при весьма странных обстоятельствах. Фет винил себя в ее смерти, считая, что если бы женился на девушке из небогатой семьи, то был бы по-настоящему счастлив. Уже через несколько лет после […]...
- Анализ стихотворения Фета “Пчелы” Образ полосатых тружениц – одно из слагаемых фетовской природной зарисовки. В произведении ” Это утро, радость эта…” пчелы являются деятельными участницами счастливого весеннего обновления. Медоносному насекомому предоставлена честь исполнить “брачный гимн” для великолепной Розы, звучащий в стихотворном посвящении “царице” цветов. Образ получает и символическое значение: формула, уравнивающая лирическое “мы” с “пчелами на жизненном цветке”, связана […]...
- Анализ стихотворения Фета “Я жду… Соловьиное эхо…” Стихотворение “Я жду… Соловьиное эхо…” написано в 1842 году и относится к раннему творчеству Фета. В тот период поэт сильно увлекался поэзией великого немецкого романтика Генриха Гейне, его влияние ощутимо и в манере рассматриваемого произведения. Главная особенность анализируемого текста, которая сразу бросается в глаза, – недосказанность. Фактически Афанасий Афанасиевич дает читателям лишь намеки, с их […]...
- Анализ стихотворения Фета “Сосны” Стихотворение “Сосны” было впервые опубликовано в журнале “Современник” в 1855 году. Время в произведении идет по кругу. Все начинается с весны, сменившей зиму. Этому посвящены первая и вторая строфы. Последнее четверостишие – рассказ о переходе от осени к зиме. Фет описывает смену природных циклов как процесс вечного обновления. Участие в нем преподносится в качестве дара […]...
- “Печальная береза…” анализ стихотворения Фета Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки – все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским […]...
- Анализ стихотворения Фета “Псевдопоэту” Фет – ярчайший представитель “чистого искусства” в русской литературе. На протяжении всего творческого пути он старался оградить свою лирику от социально-политических проблем. В его стихотворениях главенствуют три темы: природа, любовь, назначение поэта и поэзии. Особенно чужда Афанасию Афанасиевичу была тенденция демократической лирики. Некрасовская школа вызывала у него стойкое эстетическое неприятие. В конце жизни Фет писал: […]...
- Анализ стихотворения Фета “На качелях” Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания […]...