“Сияла ночь. Луной был полон сад” анализ стихотворения Фета
Позднее стихотворение “Сияла ночь” было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. Первоначально стихотворение имело название “Опять”.
Впервые оно было опубликовано в сборнике поэзии “Вечерние огни” (1883). Произведение открывало раздел “Мелодии”,
В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две Основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, Основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви.
Образ любви-воспоминания, над которым не властно время, доминирует в элегии.
По своему композиционному решению стихотворение “Сияла ночь” близко к пушкинскому “Я помню чудное мгновенье…”. Произведение состоит из 4 строф-четверостиший,
Повествование идет с нарастанием, подводя к высшей точке сюжета – последнему четверостишию.
В первой части великолепная пейзажная зарисовка играет роль экспозиции ко всему стихотворению. Фет использует Образ лунной ночи как символа любовного свидания. Он создает живописный и выразительный образ при помощи оксюморона, подчеркнутого инверсией (“Сияла ночь”), звукописи, аллитерации.
Повтор звука “л” передает легкость лунного света, нежность и плавность его скользящих лучей. Повторение звуков “р” и “ж” помогает поэту донести до читателя всю дрожь и волнение сердца. Во второй строфе накал страстей возрастает: повторы “з” и “ть” создают невероятное переплетение чувств – изнеможение от любви и желание жить, любить и плакать.
Поэт утверждает тождество пения и певицы с любовью (“Что ты одна – любовь”). Любовь – это смысл бытия, это истинная вера.
Во второй части стихотворения описание пейзажа ограничивается фразой “в тиши ночной”, а “услышать” ее помогает аллитерация звука “ш”. Используемые звукоряды “вз” и “зв” воспроизводят фонетически дыхание человека. Фет отождествляет здесь пение и героиню не только с любовью, но и самой жизнью.
Искусство и любовь вечны, они противостоят “томительным и скучным годам”. Две встречи и два пения в трактовке Фета – варианты одного вечного события. Желание любить подчеркивает рефрен: “Тебя любить, обнять и плакать над тобой”.
Основной мотив и идея произведения – преобразующая сила искусства. Музыка для Фета – основа мироздания, квинтэссенция бытия, и поэт сумел мастерски передать свои ощущения в словесной форме. Шестистопный ямб создает общий музыкальный фон стихотворения, придавая удивительную гибкость поэтической речи.
Фет использует перекрестную рифмовку с чередованием женской (в нечетных строках) и мужской (в четных строках) рифм. Поэтический словарь включает характерные для поэта лексемы – звук, вздох, дрожала, рыдающие. Особую мелодичность и музыкальность придают повторы сонорных “м”, “н”, “р”, открытой гласной “а”.
Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки), человеческих чувств (дрожащие сердца).
Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя воедино и “рыдающие звуки”, и любовь, и женщину. Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.