Анализ стихотворения Толстого “Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…”
Произведение, исполненное ликующих, пьянящих предчувствий весны, было написано в разгар зимы 1870 г. Тонкий лирик, автор определил настроение, подвигнувшее к созданию стихотворного текста, как “предвосхищение” будущих перемен, ожидание радостной суеты обновления.
Толстовское творение создано в духе традиций усадебной поэзии, о чем свидетельствуют особенности идейно-образной структуры и позиции героев, лирического “мы”. Господский дом и внешний мир – ключевые понятия художественного пространства стихотворения. Атрибутом
Смысловое наполнение этой детали напоминает аналогичный образ, разработанный фетовской поэтикой, в которой комплекс усадебных мотивов играет лидирующую роль.
Внимательный герой отмечает еще одну, на этот раз оригинальную примету домашнего уюта – тесноту, недостаток свободного пространства. Вынужденное затворничество обитателей усадьбы вызвано холодной погодой, поэтому череда проведенных в комфорте, но скучноватых дней выражена при помощи формулы “тесный мир зимы”. Однообразные будни остались в прошлом, и описанию “жизни
В изображении изменений в природе и душе особая роль отводится образу растворяющейся двери. Основанный на бытовой реалии, он становится символом порога, трансформации. Подобно сказочному проводнику, дверь открывает перед лирическим “мы” захватывающую панораму внешнего мира, уводящую из тесных стен зимнего прибежища.
Сначала внимание наблюдателей привлекают ближние объекты. Солнечные лучи удаляют следы ночных заморозков, а теплый ветер, освежающий лицо, рябит воду в лужах. К визуально-осязательным образам добавляется яркий и убедительный звуковой “аргумент”, свидетельствующий в пользу перемен, – песня жаворонка. Движимые акустическим ориентиром, герои устремляют взгляд вверх.
Лирическое “мы” окончательно избавляется от жестких пространственных ограничений, продиктованных зимними холодами.
Восторженные интонации, появившиеся с темой о “воскреснувшей природе”, крепнут во второй части произведения. Интересно, что в финальном эпизоде нарушается единство лирического “мы”: восхищению героя, захваченного картиной обновления, противопоставлена тоска его компаньона, скорее всего спутницы. Печаль подруги не смущает оптимистично настроенного лирического субъекта.
Он уверен в исцеляющих возможностях весенних перемен и выражает свое убеждение в форме доброго пожелания.
- Анализ стихотворения Ахматовой “Дверь полуоткрыта…” В 1912 году издательство “Цех поэтов” выпустило дебютный сборник Ахматовой “Вечер” тиражом в три сотни экземпляров, который тепло был принят профессиональными критиками и читающей публикой. В него включено стихотворение “Дверь полуоткрыта…”. Как отмечают многие исследователи творчества Анны Андреевны, ее лирике свойственна сюжетная неполнота. Рассказываемая история часто словно вырвана из контекста, носит фрагментарный характер. Особенность эта […]...
- “Вновь я посетил…” анализ стихотворения Пушкина Стихотворение “Вновь я посетил…” датировано 26 сентября 1835 года, но работал над ним поэт несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создавалось в сложный, переломный момент жизни Пушкина. Он приехал в Михайловское спустя десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь. Он всерьез задумывался о том, чтобы […]...
- Анализ стихотворения “Вновь я посетил…” Пушкина “Вновь я посетил…” (1835). Стихотворение относится к философской лирике Пушкина. Осенью 1835 года поэт провел несколько недель в своем родовом поместье в Михайловском. О своих впечатлениях он написал в письме к жене: “В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во […]...
- Анализ стихотворения “Вновь я посетил…” Пушкина А. С Элегия “…Вновь я посетил…” была написана Пушкиным через 10 лет после завершения михайловской ссылки; тема воспоминания, как то и положено в элегии, организует лирический сюжет стихотворения. Она возникает в самом начале (“Уж десять лет ушло с тех пор…/Минувшее меня объемлет живо…”), подхватывается в середине (“Вот холм лесистый, над которым часто/ Я сиживал недвижим – и […]...
- Анализ стихотворения “Дверь полуоткрыта…” Ахматова “Дверь полуоткрыта…” (1911). В лирическом произведении эмоция передана через характерную деталь, внешний образ В стихотворении изображено состояние лирической героини после ухода возлюбленного. И хотя “на столе забыты хлыстик и перчатка”, свидетельствующие фактически о приручении женщины, героиня не понимает: “Отчего ушел ты?”, – она пытается успокоить себя заверениями, что “завтра будет утро”, что “эта жизнь прекрасна”, […]...
- Анализ стихотворения Блока “Земное сердце стынет вновь…” Проблемы в личной жизни отразились и на творчестве Александра Блока. В стихах этого поэта появилась тема одиночества и поисков своего собственного мира, в котором бы автор мог чувствовать себя по-настоящему счастливым. Однако чем больше Блок экспериментировал, тем явственнее ощущал, что все его дальнейшее существование без любимой женщины теряет какой-либо смысл. Между тем, отношения с Любовью […]...
- Анализ стихотворения “Вновь я посетил…” А. С. Пушкина Стихотворение написано Пушкиным 26 сентября 1835 года в Михайловском, где он провел сентябрь и первую половину октября. В стихотворении поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе. Оно написано в тяжелое для поэта время. Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугублялось пожалованием камер-юнкерского звания, унизительного в его возрасте. Растущие долги, конфликт с […]...
- Анализ стихотворения Пушкина Вновь я посетил Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, в своем произведении “вновь я посетил”, он подводит все свои итоги жизни. В данном стихотворении он будто хочет окончательно определиться со смыслом своей жизни. Пушкин написал стихотворение в тысяча восемьсот тридцать пятом году, в это время он посетил свою Родину, был в селе Михайловское. Приехав в родное село, […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Во дни минувшие бывало…” Произведение, датированное периодом до 1866 г., вошло в небольшую группу стихотворений, обнаруженных спустя семь лет после кончины автора. Композиция текста основана на традиционной для толстовской поэтики параллели, сопоставляющей пейзажную зарисовку и внутренний мир героя. Стихотворение начинается с изображения гармоничных и радостных “дней минувших”. Поэт четко определяет время лирической ситуации – начало весны, пробуждения природы “от […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Государь ты наш батюшка…” Сатирическое произведение появилось в 1861 г., в эпоху масштабных реформ Александра II. Отразив дискуссионный дух времени, художественный текст быстро приобрел популярность и породил немало споров. Стихотворение с одобрением встретили не только славянофилы, но и революционно-демократические круги. Интересно, что спустя шесть лет после написания “Государя” автор пытался отказаться от собственного творения, трактуя его как дань чрезмерного […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Молодость” Произведение, написанное весной 1916 г., начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист кнута и треск кустов, шуршание листьев – с помощью этих звуков создается пейзажная зарисовка. В ней выделяется единственный цветовой акцент – яркая синева подснежников. Синий […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…” Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, “кроткий”, “знакомый и любимый”, предстает перед мысленным взором героя произведения ” Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…” Философская концепция земной любви как отражения горней “вечной красоты” представлена в творении ” Слеза дрожит в твоем ревнивом […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Дождя отшумевшего капли…” Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического “я” – отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого вечера. Природа умыта дождем, и его следы еще остались на посвежевшей листве. Легкий стук капель и слабый шелест деревьев создают атмосферу спокойствия, которая подчеркивается лексической […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…” Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении ” С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…” герою, погруженному в “тревожный полусон”, видится “тихий кроткий лик” возлюбленной, ее сочувственная улыбка. Красота женского образа, явленного воспоминанием, всегда возвышенна, озарена […]...
- Анализ стихотворения А. Т. Твардовского “Снега потемнеют синие…” А. Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества. В стихотворении “Снега потемнеют синие…” перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок… Наступающая весна связана в […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты клонишь лик, о нем упоминая…” Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического “я”, психологическая точность и простота стиля – качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений. Стихотворение, датированное 1858 г., обращено к юной героине, переживающей пору первой любви. Печальное настроение девушки, которое выражают наклон головы и прилившая к лицу кровь, порождает сочувственную реакцию […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Вновь я посетил…” В творчестве А. С. Пушкина нашли свое отражение все литературные жанры и направления. Среди поэм, сказок, романов и повестей достойное место занимают так называемые стихи – послания, обращенные к будущим поколениям. К их числу относится и стихотворение “Вновь я посетил…”. Оно было написано автором осенью 1835 года, при посещении им села Михайловское, после длительного перерыва. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Кот поет, глаза прищуря…” Произведение 1842 г., включенное в цикл “Снега”, предваряют стихотворения, изображающие мертвенную красоту зимней природы. Зловещий степной ветер, играющий снегом, или печальное великолепие березы, убранной по “прихоти” мороза, – пейзажные образы сложны, исполнены противоречий. Анализируемый поэтический текст отличается от своих “предшественников” принципиально иной позицией лирического субъекта. Последний наблюдает за непогодой из теплой комнаты. Читатель чувствует неопределенность […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Двух станов не боец…” Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию человека, дорожащего своей независимостью и не желающего примкнуть к каким-либо партиям или объединениям. В литературоведческом мире распространена версия, трактующая творение Толстого как поэтический ответ на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Колокольчики мои” Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия “Колокольчиков” характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания “о делах былого”. Последние восходят ко временам Киевской Руси […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Тебя так любят все! Один твой тихий вид…” Главная черта нежной и улыбчивой героини любовной лирики Толстого – кротость. Тихая и добросердечная дама полна сочувствия к печалям и скорби окружающих. Ее участие, отзывчивость и терпение, адресованные близким, сродни самопожертвованию: лирическое “я” отмечает строгость, холодность и даже безжалостность приветливой женщины к собственной персоне. В душе возлюбленной скрыта загадка: ее улыбка грустна, а глаза остаются […]...
- Анализ стихотворения Есенина “Свищет ветер, серебряный ветер…” В последние несколько месяцев перед самоубийством, случившимся в конце декабря 1925 года, Есенин активно писал. Ряд стихотворений исследователи творчества поэта объединили в так называемый “зимний” цикл. В произведениях этих во главу угла поставлена русская природа зимнего периода. Они пронизаны грустью, тоской, но не лишены и жизнелюбивых нот. Сергей Александрович пытался осмыслить собственное прошлое, размышлял о […]...
- Анализ стихотворения А. Толстого “Край ты мой, родимый край…” 1 вариант Стихотворение А. К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи? Первое предложение начинается и заканчивается словом “край”, как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Не ветер, вея с высоты Зимой 1850 года блистательный камер-юнкер Алексей Толстой знакомится на балу с Софьей Миллер и без памяти влюбляется в эту женщину, которая отвечает ему взаимностью. Пару не смущает тот факт, что Софья Миллер состоит в законном браке с гвардейским полковником, который обладает довольно жестким нравом. Трудно сказать, на что рассчитывали любовники, когда клялись друг другу в […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Звонче жаворонка пенье…” Художественный текст 1858 г., исполненный светлых жизнерадостных интонаций, открывает картина весенней природы. Лирический субъект отмечает звуковые и визуальные приметы, сообщающие о пробуждении живого мира от зимнего оцепенения. Звонкие трели жаворонка и яркая свежесть цветов – выразительные атрибуты толстовского пейзажа воспринимаются как единый комплекс, поскольку для их изображения поэт избирает идентичную синтаксическую конструкцию с использованием двух […]...
- Анализ стихотворения Толстого “С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…” Духовное родство – основа романтических отношений влюбленной пары в трактовке толстовской лирики. Божественная природа любви несомненна: земные проявления высокого чувства являются “отблесками вечной красоты”, осколками раздробленного идеала. Истинное счастье ждет по ту сторону физического бытия, где души героев станут частью “цепи бесконечной” или сольются в широкое море космоса любви. О нежности и искренности гармоничных отношений […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты знаешь край, где все обильем дышит…” В 1861 году Алексей Константинович Толстой переехал на постоянное жительство в имение Красный Рог, располагавшееся в Черниговской губернии (сейчас – территория Брянской области). С украинскими землями, с местной природой тесно связано и детство писателя. Рос он в имении, находившемся в селе Погорельцы и принадлежавшем его дяде, известному под псевдонимом Антон Погорельский. Кстати, именно для маленького […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Меня, во мраке и в пыли…” Любовь – центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой ” Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…” обещает избраннице счастливую встречу – воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону “неволи”, “земного горя”. В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. […]...
- Анализ стихотворения Толстого “То было раннею весной…” Герой толстовской лирики связывает образ воскресающей природы с воспоминаниями о далекой юности. В произведении ” Во дни минувшие бывало…” отображается состояние души, которое рождают ощущения первого весеннего тепла. Радостное волнение и веселые мечты молодости, подкрепленные картинами пробуждения живого мира, сменяются грустью, вызванной думами о “былом счастье”. Ретроспективный взгляд на события юности представлен и в стихотворении […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Нас не преследовала злоба…” В январе 1851 года жизнь Алексея Константиновича Толстого навсегда изменилась. На маскараде, проходившем в Большом театре, граф познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Изначально женщина, скрывавшая свое лицо под маской, приглянулась Тургеневу. Тот пригласил ее на встречу и захватил с собой Толстого. В итоге Иван Сергеевич в даме разочаровался. Позже он написал, что увидел “лицо чухонского […]...
- Анализ стихотворения Рубцова “Памяти матери” Для лирики воспитанника детских домов Николая Рубцова актуальны мотивы сиротства и одиночества: автор лишился матери очень рано, еще в дошкольном возрасте. Милый мальчик из стихотворения “Аленький цветок”, который наивно и трогательно надеется на чудо, и взрослый лирический герой-путник “Русского огонька” – он один, и случайные встречи не заменяют семейного тепла. Поэт с трепетом и почтением […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Бор сосновый в стране одинокий стоит…” В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. “Листок для светских людей” без подписи опубликовал стихотворение “Бор сосновый в стране одинокой стоит…”. В тексте видно явное влияние творчества Лермонтова. Конкретнее – его известного стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…”. В обоих случаях прекрасный пейзаж становится поводом для размышлений лирического героя, проникнутых элегическими настроениями. У […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Желание” Произведение 1811 г. развивает одну из излюбленных тем поэта – романтическую идею двоемирия, разделяющую художественное пространство на реальный и идеальный планы. “Очарованное Там”, которое в “Желании” именуется “волшебным краем чудес”, составляет основной предмет внимания лирического героя. Картина реального мира изображена скупо. В ней выделяются “дол туманный” и “мрак густой”. Особенности выбора лексики указывают на сумрачный, […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Коль любить, так без рассудку…” 1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра “Коль любить, так без рассудку…” (1854), впервые опубликованная в журнале “Современник”. Лирический […]...
- Анализ стихотворения “Весны приход” Жуковского В. А Русские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные ландшафты России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и поэт конца XVIII – первой половины XIX века Василий Андреевич Жуковский, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы. В стихотворении поэта “Приход весны” передано особое воодушевление […]...
- Анализ стихотворения А. Т. ТБардовского “Июль – макушка лета…” Основное литературное творчество А. Т. Твардовского пришлось на середину XX века. Тематика лирических произведений поэта разнообразна: о природе и родине, о Великой Отечественной войне, о роли поэтического творчества, о взаимоотношениях между людьми. В стихотворении А. Т. Твардовского “Июль – макушка лета” дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Где гнутся над омутом лозы “Где гнутся над омутом лозы…” – небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается сном, ее сын слышит голоса стрекоз. Насекомые завлекают мальчика, зовут его за собой. Финал произведения остается открытым. Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Благовест” У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно. Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое […]...
- Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы Толстого Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную “Лесным царем” Гете. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Получилась некая зарисовка со сказочными мотивами. Итак, в балладе описывается прекрасный летний день. Мать с ребенком пришли на берег омута… Важно, что это не озеро, не пруд, а […]...
- Как в стихотворении “Вновь я посетил…” воплощается мысль о цикличности бытия? Как в стихотворении “Вновь я посетил…” воплощается мысль о цикличности бытия? Характеризуя авторскую позицию, подчеркните, что А.С. Пушкин утверждает идею о преемственности поколений, связи бытия человека и природы, цикличности жизни. Главный закон существования определяет гармоничность окружающего нас мира. Отметьте, что идея вечного обновления, торжества жизни свидетельствует о мудрости пушкинского лирического героя, верном понимании им смысла […]...